Цели урока: - углубить знания учащихся о значении природы для
человека;
- определить воздействие человека на окружающую
среду;
- пробудить желание любить и охранять природу;
- привитие навыков по записи и анализу
необходимых данных.
Оборудование:
- фотография Земли из космоса,
- плакаты,
- пейзажи природы,
- опорные таблицы,
- картины животных и растений Красной Книги
РСФСР,
- Красная Книга РСФСР.
I. Сообщение целей и задач урока. Запись
темы.
Учитель русского языка. Ребята! Сегодня на
интегрированном уроке русского языка и экологии,
целью которого является подготовка к домашнему
сочинению на тему "Люби и охраняй природу”, мы
соберем материал к сочинению, т.е. углубим наши
знания о природе, ее значении для человека,
отрицательном воздействии человека на природу, а
также о необходимости охранять природу.
Итак, запишите число, тему урока.
II. Учитель биологии. Земля! Третья
планета Солнечной системы, пятая по величине.
Уникальна и неповторима в своем роде. Другой
такой нет. Когда Юрий Гагарин увидел Землю из
Космоса, он воскликнул: "Красота-то какая!”, а
после говорил: "Вид Земли зачаровывал, отвлекал
от работы, притягивал как магнит. Могучие реки,
высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни,
огромный океан – все в нежной кисее облаков”
(звучит песня "Трава у дома”, Земляне).
Это наша Земля, наш дом, дом всего человечества.
Она нас кормит, поит. Она источник силы и
вдохновения.
Учитель русского языка. Русские писатели и
поэты всегда воспевали в своих произведениях
неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на
минуту войдем в лес или выйдем в поле…
Учащиеся читают стихи русских поэтов о природе.
Учитель русского языка:
Три клада у Природы есть: вода,
земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
целы они – все возродится снова.
(С. Викулов)
III. Учитель биологии. Сергей Викулов
пишет что вода, земля и воздух – три основы
природы. И действительно, если к ним добавить еще
растения и животных – это и будет земной клад.
Огромно их значение:
Вода (гидросфера) – спутник человечества от
рождения и до смерти: это минерал, который входит
в состав всего живого.
Атмосфера (воздух) – обеспечивает нас
кислородом, защищает от вредных космических
излучений, регулирует температурный режим
планеты.
Литосфера – твердая оболочка дает полезные
ископаемые. Верхний слой почва – необходима для
роста растений.
Растения – уникальные организмы, способные
улавливать энергию Солнца (фотосинтез) –
органические вещества и пополнять запасы
кислорода. Растения выделяют фитопциды –
убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух
от пыли и газов, влияют на климат. Поглощают шумы,
аромат и яркие краски цветов снижают нервное
напряжение, усталость.
От животных – продукты питания, сырье для
промышленности, лекарства.
Человек – сам часть природы. Он оказывает на
окружающую среду воздействие положительное и
отрицательное.
IV. Выступления учащихся с сообщениями о
парниковом эффекте, озоновых дырах, кислотных
дождях, массовом сведении лесов.
Учитель биологии. Прослушали сообщения. На
столах схемы опорных конспектов. Вот так кратко можно записать основное.
Такая запись напомнит вам об услышанном.
V. Учитель русского языка. Ребята, вы
привели массу примеров, которые доказывают
отрицательное воздействие на природу.
Послушайте стихотворение Р. Рождественского и
ответьте на вопрос:
- Почему человек придет просить прощения у
природы?
Кромсая лед, меняем рек теченье.
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода.
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого … пока.
Аэродромы, пирсы и перроны.
Леса без птиц и земли без воды.
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.
(Р. Рождественский)
Учитель биологии. Какие формы охраны природы
вы знаете? Что такое заповедник, заказник,
национальный парк? А теперь прочтите
определения, сделайте записи в тетрадях. Чем они
отличаются друг от друга? Что такое Красная
Книга? Назовите растения и животные, занесенные в
Красную Книгу? Как мы должны вести себя в лесу –
как гости или как хозяева? Почему? Почему нельзя
брат в руки птенцов, зверей? Почему нужно
соблюдать чистоту и тишину? Почему нельзя
обламывать ветви, снимать кору с деревьев? А чем
еще мы можем помочь природе?
VI. Учитель русского языка. Подготовка
к домашнему сочинению.
- Повторение особенностей публицистического
стиля.
- Составление плана сочинения.
Пример: План.
- Красота природы и ее значение в жизни человека.
- Отрицательное воздействие человека на природу.
- Норма жизни каждого человека – бережное
отношение к природе.
Цитатный вариант плана:
- "Вижу: чудное раздолье”.
- "Все меньше окружающей природы”.
- "Берегите Землю! Берегите!...”.
3. Анализ эпиграфов.
Охранять природу – значит охранять Родину.
М. Пришвин
Думы о зелени – думы о будущем.
Л. Леонов
Чернобыль – последнее предупреждение
человечеству.
Р. Гейл.
Учитель русского языка. Почитайте
высказывания известных людей о природе и ее
охране. Как вы понимаете эти слова? Запишите
понравившиеся вам высказывания в качестве
эпиграфа для своего сочинения.
4. Лексическая работа.
VII. Рефлексия.
- Смогу самостоятельно написать сочинение.
- Смогу самостоятельно написать сочинение и
помочь товарищу.
- Не совсем осмыслил план сочинения, нужна помощь
учителя.
- Задание выполню, если дополнительно поработаю
над лексикой сочинения.
VIII. Домашнее задание: написание
сочинения. |