Цели урока: образовательные – в ходе
творческой, самостоятельной, групповой работы
актуализировать знания о состоянии природной
среды в городе и способах сохранения здоровья, развивающие
– формировать навыки самостоятельного анализа
информации, обобщать и применять их на практике, воспитательные
– воспитывать активную позицию, ответственное
отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: компьютер, мультимедийная
система, для каждой группы ватман, фломастеры,
клей, ножницы, фотографии домов, парков, деревьев,
детей, спорта и т. п.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Новая тема.
Тема нашего урока: "Думай глобально – решай
локально…”
Беседа.
Мы часто слышим: "Глобальные экологические
проблемы”.
Что вы понимаете под термином глобальные?
Глобальными называют проблемы, которые
охватывают весь мир, все человечество, создают
угрозу для его настоящего и будущего и требуют
для своего решения объединённых усилий,
совместных действий всех государств и народов.
Какие глобальные экологические проблемы вам
известны?
Решением глобальных экологических проблем
занимаются международные экологические
организации: МСОП, ЮНЕСКО, Гринпис и другие.
Цель – добиться решения глобальных
экологических проблем, в том числе путем
привлечения к ним внимания общественности и
властей.
А что может сделать каждый из нас для решения
этих проблем?
Решение любой экологической проблемы
направлено на защиту окружающей среды, а значит
на сохранения нашего здоровья.
(Подвести к значимости здоровья)
Здоровье формируется под влиянием четырёх
основных факторов:
- наследственности – 20%, здравоохранения 10%;
- окружающей среды – 20%, образа жизни – 50%.
Сохранение здоровья в условиях города с учетом
различных экологических факторов – это та
локальная проблема, над которой мы с вами сегодня
будем работать.
Перефразируя народную мудрость, можно сказать:
"Каждый человек в своей жизни должен построить
дом, посадить дерево и вырастить ребенка”.
- И не важно, какой дом, главное, чтобы он был
любимым
- И не важно, в какую пору оно самое красивое,
главное, чтобы к нему относились с любовью
- И не важно, девочка это или мальчик, главное,
чтобы рядом всегда были любящие папа и мама.
Для того чтобы вырастить ребенка, здорового
ребенка, необходимо вести здоровый образ жизни и
следить за чистотой окружающей среды.
Цель урока…
Поэтому сегодня мы будем
- изучать способы сохранения здоровье в
условиях города
- вы разработаете мини-проекты с рекомендациями
по направлениям, над которыми будете работать
- оформите их в виде стенной газеты и защитите.
Предлагаю вам поработать над темами проектов:
- "Экологически безопасный дом”
- "Озеленение города”
- "Здоровый образ жизни”
Для этого вы будете работать в группах
строители, экологи, медики (раздать коробки, в
которых текст, фломастера, клей, ножницы,
тематические картинки)
Опираясь на ваши знания по химии, физике,
биологии, используя подобранный для вас текст, в рекомендациях вам необходимо
ответить на вопросы: - В проекте "Экологически безопасный дом”
Вам необходимо ответить на вопросы:
- Какие материалы выбрать для строительства дома?
- Какие материалы выбрать для внутренней отделки
дома?
- Какую безопасную мебель выбрать для дома?
- В проекте "Озеленение города”
Вам необходимо ответить на вопросы:
- Какие факторы учитывают при планировке
озеленения города, школы?
- Значение зеленых насаждений?
- Наиболее выносливые виды растений к
загрязнению среды?
- Какие ядовитые растения нельзя сажать в школе?
3. Физ. минутка.
4. Защита проектов.
- В проекте "Здоровый образ жизни”
Вам необходимо ответить на вопросы: Какие различают виды здоровья?
Основные причины смертности россиян?
Назовите способы сохранения здоровья.
На работу отводится 10 минут. Успехов. Работа в группах под музыку.
Учащиеся вывешивают, получившийся плакат,
отвечают на вопросы и дают свои рекомендации по
проекту.
5. Итог урока
Сегодня вы изучили возможности "Сохранения
здоровья в условиях города”.
Решая локальные проблемы, мы приближаемся к
решению глобальных.
Думаю, что знания, полученные на уроке, вам
пригодятся в жизни. И вы сможете создать ваш
личный экологически чистый дом.
6. Домашнее задание.
Подготовить сообщения о глобальных
экологических проблемах.
Анализируя эти проблемы, хочется, чтобы вы
помнили:
Все тесно связано вокруг,
Примеры мы не будем множить,
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить!
Задание для группы экологов.
Вопросы:
- Какие факторы учитывают при планировке
озеленения города, школы?
- Значение зеленых насаждений?
- Наиболее выносливые виды растений к
загрязнению среды?
- Какие ядовитые растения нельзя сажать в школе?
Озеленение города
Одной из основных экологических
проблем г. Краснодара является загрязнение
воздуха, вызванное автомобильным транспортом.
Озеленение города учитывает ряда
факторов. Это и климатическая зона, почвы, рельеф,
гидрология участка, ассортимент деревьев и
кустарников, устойчивых для роста в условиях
города. Значение имеет жилые строения,
численность проживающего населения, его
возрастной состав.
Велика роль зеленых насаждений в
очистке воздуха городов. Они увлажняют,
обеззараживают, очищают воздух от вредных газов
и пыли.
Дерево средней величины за 24 часа
восстанавливает столько кислорода, сколько
необходимо для дыхания трёх человек. С 1 м2
газона испаряется до 200 г/ч воды, что значительно
увлажняет воздух. Пыль, увлекаемая нисходящими
токами воздуха, оседает на листьях. Один гектар
деревьев хвойных пород задерживает за год до 40
тонн пыли, а лиственных – около 100 тонн.
При озеленении территорий города
применяют следующие газо- и пылеустойчивые
деревья:
А) древесные породы: Дуб черешчатый,
Береза плакучая, Ива вавилонская, Клен полевой,
Клен белый, Клен американский, Тополь
туркестанский, Тополь канадский.
Б) хвойные породы: Ель колючая, Сосна
белая, Можжевельник казацкий
Но самым полезным деревом при нашей
загазованности остается тополь – его пух
очищает воздух от канцерогенов. Что касается
аллергии, то ее причиной становятся вовсе не он, а
другие травы, цветущие одновременно с ним.
СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях""
3.1. Территория общеобразовательного
учреждения должна быть ограждена забором и
озеленена. Озеленение территории
предусматривают из расчета не менее 50 % площади
его территории. При озеленении территории не
используют деревья и кустарники с ядовитыми
плодами в целях предупреждения возникновения
отравлений обучающихся.
Ядовитые растения: белена черная,
дурман обыкновенный, болиголов большой, красавка
обыкновенная. Вызывают до 70 % отравлений,
воздействуя на нервную систему.
Задание для группы строителей.
Вопросы:
- Какие материалы выбрать для строительства дома?
- Какие материалы выбрать для внутренней отделки
дома?
- От каких материалов лучше отказаться?
- Какую безопасную мебель выбрать для дома?
Бывает, что вернувшись домой, в свое
уютное "гнездышко”, человек начинает мучиться
головной болью, чихать, кашлять, некомфортно себя
чувствовать. Нередко причина таких недугов —
экологически опасные отделочные материалы
искусственного происхождения.
Для строительства домов лучше
использовать экологичные строительные
материалы: дерево, камень, кирпич, плитку,
кровельную черепицу, пенобетонные блоки,
материалы, изготовленные из алюминия, кремния.
Некоторые синтетические материалы
выделяют в окружающее пространство пары,
состоящие из различных химических веществ:
фенола, формальдегида, толуола, способствующих
возникновению целого букета хронических
заболеваний.
Лучше отказаться от изделий из ПВХ и
ДСП, так как они опасны для здоровья.
ПВХ-продукты изготовлены из
поливинилхлорида — опасного яда, способного
разрушать нервную систему и вызывать раковые
заболевания. Особенно опасен ПВХ при сжигании.
ПВХ — весьма распространенный
пластик. В квартире он чаще всего встречается в
виде линолеума (исключая некоторые дорогие
марки), виниловых обоев, пластиковых оконных рам.
ПВХ может быть заменен деревом, металлом,
стеклом, "бесхлорной” пластмассой.
Многие производители линолеума уже
заменили ПВХ на резину и другие материалы. Не
забудем также, что пол всегда можно покрыть
деревянным паркетом. Оконные рамы из ПВХ легко
заменить на цельнодеревянные или алюминиевые.
Вместо виниловых обоев лучше покупать
бумажные, а для ванной и кухни выбрать кафель (или
водостойкую водоэмульсионную краску — этот вид
краски достаточно экологичен).
Безопасной является мебель из дерева.
Нежелательно покупать мебель из ДСП.
Древесно-стружечные плиты (ДСП).ДСП выделяет
вредные для здоровья формальдегид и фенол.
Прежде чем помещать в комнату мебель
из ДСП, помните следующее:
Формальдегид официально признан
канцерогеном, то есть веществом, способным
вызывать раковые заболевания. Это бесцветный и
сильно пахнущий газ. Мебель из ДСП категорически
запрещается ставить к батарее.
Если вы не можете отказаться от
использования такой мебели, при покупке
обязательно требуйте сертификат ее качества
(гигиенический сертификат).
Если квартира уже заставлена мебелью
из ДСП, чаще проветривайте комнаты, а со временем
постарайтесь ее заменить.
Задание для группы медиков.
Вопросы:
- Какие различают виды здоровья?
- Основные причины смертности россиян?
- Назовите способы сохранения здоровья.
Существует три вида здоровья:
физическое, психическое и нравственное
(социальное):
Физическое здоровье – это
естественное состояние организма, обусловленное
нормальным функционированием всех его органов и
систем.
Психическое здоровье зависит от
состояния головного мозга, оно характеризуется
уровнем и качеством мышления, развитием внимания
и памяти, степенью эмоциональной устойчивости,
развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется
теми моральными принципами, которые являются
основой социальной жизни человека, т.е. жизни в
определенном человеческом обществе.
Здоровье формируется под влиянием
четырёх основных факторов:
наследственности – 20%,
здравоохранения 10%;
окружающей среды – 20%, образа жизни – 50%,
Стало известно, что в России (в 2010 г.)
проживает 142 миллиона 905 тысяч человек.
Численность населения РФ за период с 2002-го по 2010
год сократилась на 1,6%.
Доля мужчин составила 46,3% (66,2 млн),
женщин — 53,7% (76,7 млн)
Средняя продолжительность жизни
мужчин 57 лет, женщин -72 года. Основные причины
высокой смертности заболевания сердечно –
сосудистой системы, онкологические заболевания,
болезни легких.
Сохранению здоровья способствует "
Здоровый образ жизни”, который включает:
- Отказ от вредных привычек (алкоголь,
табакокурение, наркотики).
- Оптимальный двигательный режим (зарядка,
ходьба, занятия спортом, турпоходы).
- Рациональное питание. Учитывайте срок годности,
состав продуктов (не содержащие ГМО, пищевые
добавки Е).
- Закаливание (воздухом, солнцем, водой –
постепенно, постоянно).
- Профилактический мед.осмотр.
- Личная гигиена (охрана труда и отдыха).
- Положительные эмоции (семья, интересная работа,
активная жизненная позиция, хобби, увлечения).
- Высоконравственное отношение (любовь) к
окружающим людям, обществу, природе.
|