Цели:
- выделить факторы, характеризующие климат, дать понятие ученикам о его
ритмичном изменении в истории нашей планеты, определить природные и
антропогенные причины и последствия этих изменений;
- дать характеристику климата Приморского края, на основе данных из
различных источников выявить процесс изменения климата в нашем регионе;
- определить возможные меры по решению проблем;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Материалы: таблица "Развитие жизни на Земле”, пособие – "Часы
Эволюции”, карта Евразии. Таблички со словами "Похолодание” и "Потепление”,
карточки для работы в группах, материалы к игре "Парниковый эффект”.
1. Актуализация знаний. Ребята, сейчас мы поиграем в игру "Да – нет”:
– Климат – это состояние атмосферы в рассматриваемом месте в отдельный момент
времени (нет).
– Погода – это состояние атмосферы в рассматриваемом месте в отдельный момент
времени (да).
– Климат – это географическая характеристика местности, многолетний режим погоды
(да).
– Климат местности, в первую очередь определяет широта (да).
2. Постановка проблемной ситуации. Мы с вами вспомнили, что "климат”
по определению является географической характеристикой местности, многолетним
режимом погоды. Значит ли это, что климат – постоянная, неизменная
характеристика? Что вы знаете о глобальном потеплении и изменении климата? Какие
последствия этих процессов могут возникнуть? (Ученики выдвигают свои гипотезы,
приводят в качестве примеров фактические данные).
3. Определение темы урока. Сегодня на уроке мы вспомним о факторах,
определяющих климат Приморского края, и постараемся выяснить, существует ли в
нашем регионе проблема изменения климата. Для того чтобы подтвердить наши
предположения и прийти к общим выводам, мы выполним работу в группах (по 6
человек) – 7 минут.
1-я группа исследует изменения климата и их последствия в прошлом нашей
планеты.
2-я группа определит природные причины изменения климата.
3-я группа покажет зависимость изменения климата от деятельности человека.
4-я группа разгадает кроссворд на тему "Факторы, определяющие климат Приморского
края”.
5-я группа даст характеристику климата Приморского края.
4. Совместное открытие знаний и применение их на практике. Ребята, мы
начинаем презентацию ваших групповых работ. В процессе презентации мы ответим на
интересующие нас вопросы. С течением времени климат на Земле медленно меняется.
Для того чтобы понять, какие изменения могут возникнуть в будущем, мы должны
изучить климат прошлого.
Презентация работы 1-й группы. Задание: используя таблицу, отметьте на
Ленте Времени изменение климата: потепление, похолодание, ледниковые периоды
условными обозначениями. Сделайте вывод. (Пример эталонной таблицы.)
№ |
Период |
Особенности периода |
Изменения климата |
1 |
Девонский |
Появляются первые земноводные, плауны и хвощи. |
Жаркий, сухой климат. |
2 |
Каменноугольный |
Появляются пресмыкающиеся. Леса из огромных плаунов,
папоротников. |
Похолодание. |
3 |
Пермский |
Исчезают около половины групп живых организмов.
Появляются хвойные растения. |
В Северном полушарии становится суше и холоднее. |
4 |
Триасовый |
Господство пресмыкающихся. Появление первых
млекопитающих. |
Потепление. |
5 |
Юрский |
Появление первых птиц. Господство динозавров. |
Влажный климат. |
6 |
Меловой |
Появление цветковых растений. Вымирают динозавры и
другие животные. |
Похолодание.
Потепление. |
7 |
Неогеновый |
Развитие млекопитающих. Появление человекообразных
существ. |
Похолодание. |
8 |
Антропогеновый |
Млекопитающие: шерстистые носороги, мамонты. Появление
первых людей. |
Похолодание, ледниковый период, стойкое потепление. |
Ученики прикрепляют карточки, обозначающие изменения климата, на Ленту
Времени. Потепление обозначается полукругом красного цвета, похолодание –
треугольником синего цвета, ледниковый период – снежинкой.
Вывод: в истории нашей планеты наблюдались изменения климата – потепления,
похолодания, ледниковые периоды. Эти изменения влияли на существование
обитателей нашей планеты. (Рассказ по таблице с демонстрацией Ленты Времени).
Учитель может использовать пособие "Часы Эволюции”. 1 час – 150 млн. лет, 1
минута – 2.5 млн. лет.
Рассказ учителя: Научное изучение климата началось 300 лет назад.
Поэтому ученые вынуждены искать разные способы к разгадке его изменения.
Например: исследование окаменелостей растений и животных; изучение годичных
колец деревьев; помогают также записи в судовых журналах, картины и т.д.
Похолодания на Земле наблюдаются каждые 100000 лет (на наших часах – каждые 2.5
секунды).
Ряд периодов в истории Земли последние 2 млн. лет характеризуются сильным
похолоданием и образованием ледников. Последнее оледенение закончилось 10000 лет
назад. Мы живем в межледниковую эпоху.
Например: 18000 лет назад Северную Европу, часть Сибири, Канаду, северные
районы США и т.д. покрывали ледяные щиты толщиной до 1000 м. Ледник вобрал в
себя так много воды, что Британские острова были соединены с Европой сушей
(демонстрация карты Евразии).
Почему менялся климат на нашей планете? На этот вопрос нам ответит вторая
группа.
Презентация работы 2-й группы. Задание: определить природные причины
изменения климата, заполнить таблицу, сделать вывод. Слова, выделенные курсивом,
вписываются учениками. (Пример эталонной таблицы.)
№ |
Причины похолодания |
Примечания |
Причины потепления |
1 |
Изменение земной орбиты. |
– |
Новое изменение земной орбиты. |
2 |
Изменение наклона земной оси. |
– |
Новое изменение наклона земной оси. |
3 |
Извержение вулканов. |
1991 г. Извержение вулкана Пинатубо (Филлипины).
Средняя температура на Земле на 5 градусов ниже, чем обычно. |
Снижение вулканической активности. |
4 |
Солнце менее активно. |
Периодичность возникновения пятен на Солнце (11 лет). |
Солнце активно. |
5 |
Падение астероидов. |
Тунгусский метеорит (1908 г.) |
– |
Слова для вставок: новое изменение земной орбиты, изменение наклона земной
оси, снижение вулканической активности, Солнце менее активно.
На доске под словами "Похолодание” и "Потепление” размещаются карточки с
ключевыми словами.
Вывод: изменение климата может произойти без участия человека, по причине
изменений в природе.
Презентация работы 3-й группы. Задание: показать влияние деятельности
человека на изменение климата. Заполните таблицу, изучите диаграммы, сделайте
вывод. Слова, выделенные курсивом, вписываются учениками. (Пример эталонной
таблицы.)
№ |
Причины потепления |
Парниковые газы |
Решение проблемы |
1 |
Добыча и использование энергии. |
Углекислый газ, фреоны, метан, озон. |
Использование возобновляемых источников энергии. |
2 |
Промышленность. |
Использование новых технологий и
материалов. |
3 |
Сельское хозяйство. |
4 |
Вырубка лесов. |
Восстановление леса. |
Слова для вставок: добыча и использование энергии, углекислый газ,
промышленность, фреоны, сельское хозяйство, метан, вырубка лесов, озон.
На доске под словом "Потепление” размещаются карточки ключевыми словами,
обозначающими причины потепления.
Вывод: деятельность человека оказывает значительное влияние на изменение
климата.
Презентация работы 4-й группы. Задание: разгадать кроссворд,
определить какие условия влияют на климат Приморского края (работа со словарем).
|
По вертикали: (клетки с цифрами не заполняются)- Крупная часть Мирового океана, окружающая материки.
- Неровности на поверхности суши.
- Одна из координат, определяющих положение объектов на
поверхности Земли.
- Физическая величина, измеряемая при помощи термометра.
- Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков.
- Перемещение воздушных масс.
|
Презентация работы 5-й группы. Задание: дать характеристику климату
Приморского края. Соединить линиями начало и конец фразы.
1 |
Средняя температура зимой |
От +16 до +20 градусов. |
2 |
Осадки летом. |
Дует со стороны материка. |
3 |
Ветер летом. |
Горные долины. |
4 |
Средняя температура летом. |
Примерно та же, что и у Северного Кавказа. |
5 |
Широта |
От -8 до -24 градусов. |
6 |
Ветер зимой. |
Около 800 мм. |
7 |
Рельеф. |
Дует со стороны Тихого океана. |
Ученики составляют рассказ о климате нашего края.
Вывод: Приморье находится в зоне умеренного муссонного климата.
Подведение итогов урока. По данным различных исследований, начиная с
середины19 века, средняя годовая температура стала увеличиваться. В Приморье
также отмечено повышение температуры. Нашей планете предстоит войти в очередную
ледниковую эпоху. Возможно, это произойдет уже в следующем тысячелетии. Однако в
связи с парниковым эффектом наблюдается потепление. Что ждет нашу планету и наш
край в будущем?
Домашнее задание. Ученики делятся на группы. 1-я группа – экологи,
определят возможные последствия потепления; 2-я группа – географы, раскроют
особенности географического положения нашего края; 3-я группа – экономисты,
расскажут о развитии Приморского края; 4-я группа – юристы, консультанты в
области правоведения; 5-я группа – физики – изобретатели новых технологий.
Каждой группе дается опережающее задание (поиск и анализ информации, оформление
выводов). Учитель координирует работу детей, ученики готовятся к презентации –
защите своих проектов. |