Наблюдения за растениями проводят с целью выяснения влияния света на их рост, с последовательным зарисовыванием наблюдений.
Приготовьте две коробки из-под обуви (из них одну с крышкой), алюминиевую фольгу, гравий, землю, семена фасоли.
В стенке одной из коробок прорежьте дырку
шириной 3 см. Отверстие должно начинаться примерно в 3 см от верхнего
края коробки и доходить почти до поверхности грунта. Выстелите коробки
алюминиевой фольгой. Положите слой гравия на фольгу и наполните коробки
землей наполовину.
Разделите объединение на две группы для
посадки фасоли в двух коробках. Дайте каждому ребенку по одному семени
фасоли. Пусть каждый посадит фасоль в бороздку на глубину в 3 см на
расстоянии 4 см друг от друга. Затем осторожно полейте.
Закройте крышкой ту коробку, на которой
есть прорезь, заклейте липкой лентой и поставьте ее прорезью к свету.
Другую коробку поставьте рядом открытой.
Спросите у детей, прорастет ли фасоль в
закрытой коробке. На коробках напишите дату посадки и попросите детей
предсказать, когда семена прорастут.
Через неделю полейте землю в обеих коробках, причем коробку с прорезью снова закройте крышкой.
В конце второй недели попросите детей
предсказать, что они увидят при вскрытии коробки. Снимите крышку.
Растения будут расти в сторону отверстия к краю коробки, к свету.
Проведите сравнения: насколько выросли растения в двух коробках, и
обсудите важность света для роста растений.
Затем проделайте другой опыт. Оставьте
коробку открытой и разверните ее так, чтобы растения гнулись от света.
Спросите у детей, как они думают, развернутся ли растения опять к свету.
Предложите им понаблюдать, сколько дней потребуется, чтобы растения
снова развернулись к свету.
В итоге необходимо нарисовать картинки, отражающие ход проведенного эксперимента с фасолью.
Педагог должен также провести с
первоклассниками беседу, в ходе которой необходимо дать самые общие
представления о строении растений: корни, ствол (стебель), ветви
(веточки), цветы, листья. Подчеркнуть, что для того, чтобы жить,
растение должно дышать, есть и пить, ему нужен свет. Для того чтобы
устоять в непогоду, растение должно иметь крепкие корни.
Чтобы продемонстрировать детям, как корни
держат растение, можно провести следующий опыт. Взять коробку с песком,
поставить в нее модель ствола дерева (без разветвленных корней палочку) и
подуть так, чтобы модель упала. После этого взять другую модель
(палочку с корневой системой), укрепить в песке и так же подуть на нее.
Обратить внимание детей на то, что палочка не упала. Комнатным растениям
помогает выжить человек.
Далее сделать сравнение между человеком и
растением. Человек так же, как и растение, дышит, ест, пьет, ему тоже
нужен солнечный свет. У человека тоже есть корни. Это его предки –
родители, бабушки и дедушки. В отличие от растения человеку нужна еще и
духовная пища. Можно спросить, что любят дети: играть, читать книги,
рисовать, слушать музыку и т. д. Чтобы жить, человек должен быть крепким
духовно, т. е. уметь преодолевать трудности. За детьми, как за
комнатными растениями, ухаживают взрослые. Если дети сумеют научиться
всему хорошему от своих родителей, бабушек и дедушек, т. е. получить
духовную пищу, то они станут сильными и смогут помогать не только себе,
но и другим: людям, растениям и животным. |