Цель работы педагога с первоклассниками –
пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим
себе как неотъемлемой части природы, воспитание чувства ребенка, его
эмоциональной чуткости, желания стать похожими на доктора Айболита,
научиться приносить пользу растениям, животным и людям.
В течение осеннего цикла педагогу следует
провести изучение индивидуальных особенностей восприятия детей и
усвоения ими информации о среде обитания, мотивы, побуждающие детей
заниматься экологизированной краеведо-туристской деятельностью, а также
исходный уровень их экологической культуры.
Исходным уровнем экологической культуры
младших школьников следует считать уровень, сформированный у них к
моменту начала регулярных занятий экологизированной краеведо-туристской
деятельностью.
В качестве показателей сформированности
экологической культуры детей исследуемого возраста рассматриваются
развитие интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер их
личности, а также качество той системы отношений, которая сложилась у
них с окружающим миром.
Показателями высокой экологической культуры
детей к концу первого года занятий краеведо-туристской деятельностью
следует считать следующие:
• интерес к объектам природы своего
ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из
условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «беспокойный» и
т. д.);
• желание наблюдать за объектами природы и
фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков,
аппликаций, мини-сочинений;
• проявление заботы о личной гигиене;
• потребность в физической активности;
• желание заботиться о своем именном дереве;
• желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
• стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
• попытка оценивать свое поведение.
Гармоничная природа и доброе отношение к ней – идеал для «Айболят».
Для лучшего педагогического руководства
детским объединением в целом и для обеспечения возможности работать с
каждым ребенком индивидуально, а самому ребенку иметь возможность для
наиболее полной самореализации вводятся краеведческие и туристские
должности: командир, штурман, краевед, эколог, фенолог, знаток растений,
знаток животных, знаток воды, художник, знаток медицины, физорг. |