Цель – расширение представлений детей о свойствах воды.
Зимой продолжается изучение детьми свойств
воды, снега; они знакомятся с понятиями «дождь», «роса», «туман»,
«иней», «изморозь», «гололедица» и их образованием.
Можно провести несколько опытов, демонстрирующих неизвестные детям свойства воды.
Она способна смачивать и очищать предметы. Она без вкуса, запаха и цвета. Но всеми учеными признано это: С любого грязнули всю грязь без следа Смоет обычная наша … (Вода.) 1. Для
того чтобы напомнить детям, как корни растений впитывают воду, нужно
взять сухую марлевую салфетку и положить в широкий сосуд на поверхность
воды. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна
ткани и смачивает ее. Корни растений так же впитывают воду.
2. На поверхности воды есть что-то вроде
тонкой оболочки, как у воздушного шарика, только мы ее не видим. Это
можно доказать детям двумя способами. Первый способ заключается в
следующем. Баночку доверху наполнить водой. На поверхность воды
осторожно поместить канцелярскую скрепку. Скрепка вытеснит небольшое
количество воды, которая поднимется выше края баночки. Однако благодаря
поверхностному натяжению, вода не перельется через край, ее поверхность
лишь слегка изогнется. Можно, таким образом уложить много скрепок и тем
самым изрядно взгорбить поверхность, пока вода не начнет выливаться.
Второй способ заключается в наблюдении за
мыльными пузырями. Предложить детям попускать мыльные пузыри и
понаблюдать за ними. Мыло делает водную оболочку эластичной, и, когда
воздух проникает под воду, оболочка расширяется и удерживает воздух
внутри. Так получаются крошечные воздушные пузыри. Если на них подуть,
то они летят, как крошечные воздушные шарики.
Рассказывая детям, что такое дождь, роса,
снег, туман, иней, гололедица, можно использовать стихи, рассказы,
образные игры, что способствует лучшему восприятию и усвоению изучаемого
материала, так как при таком подходе к изучению природных явлений
участвует не только разум, но и чувства ребенка.
«Что такое дождь? Почему он бывает?
Дождь идет оттого, что светит солнце! И
это – чистая правда, потому что солнце превращает воду морей, рек, озер в
легкий прозрачный пар. Этот водяной пар преспокойно гуляет себе по
воздуху до тех пор, пока на него не обрушится из засады порыв холодного
ветра. Повстречавшись с ветром, пар начинает собираться в крохотные
водяные капельки. Этих капелек становится все больше и больше – целые
тучи. Тучи летят изо всех сил, стараясь улизнуть от ветра; холодный
ветер гонится за ними, настигает. Испугавшись, капельки жмутся друг к
другу, растут, становятся тяжелее» (Дж. Родари).
Заря-заряница, красная девица. По свету ходила, слезы обронила. Месяц видел, солнце скрыло. (Роса.) Росинка дрожала на тонком листке, Речонка дышала, шурша в тростнике. В росинку гляжу я и вижу, что в ней Играет, ликуя, так много огней. Их еле заметишь, так малы они. Но где же ты встретишь такие огни. К. Бальмонт «Когда
в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны
алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами –
и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и начнешь
разглядывать, то увидишь, что это капельки росы собрались в треугольных
листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и
пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда
неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик
светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля» (А.Н. Толстой).
Детям предлагается, закрыв глаза,
представить, что они прикасаются к хрустальной капельке, а затем
рассказать, какие ощущения возникают при этом на кончиках пальцев. А
если дотронуться кончиком языка, какая она на вкус.
Снег. Снежинки – это пар, замерзший в облаках.
Облака и туман состоят их крохотных
капелек воды. Эти капельки образовались из водяного пара. Попадает этот
пар в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаясь в
капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, то они стали
облаками, а если низко над землей, то туманом.
Гололед и гололедица. Бывает в холодное
время стоят туманы, только держатся они не долго над землей. Мельчайшие
капельки воды превращаются в ледяные кристаллики на проводах, на зеленых
иголках сосен и елей, на тонких веточках деревьев. Образуя густой
пушистый налет, напоминающий иней. Это изморозь – гололед. Гололедица –
на дорогах.
Роса, снег, туман, облака, тучи, дождь, град, иней, гололед – все это вода в разных состояниях.
На прогулках в зависимости от погоды дети
наблюдают за водой в разных ее состояниях. Знатоки воды рассказывают
все, что знают о соответствующих состояниях воды.
Тихая морозная погода. Красивые
шестиугольные снежинки падают на землю. В такую погоду снежинки долетают
до земли и не ломаются, и снег скрипит под ногами сухой.
Теплая погода. Снежинки липнут друг к другу, и получаются хлопья. Снег липкий, мягкий, снежинки не ломаются, не скрипят.
Ветреная морозная погода. Снежинки похожи на крупу. Ветер обломал у них лучи. Снег не липкий.
Снежинки все вместе становятся
непрозрачными и поэтому не могут пропустить через себя весь луч солнца,
они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый,
что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.
Найти под снегом зеленые растения
(одуванчик, пастушью сумку, копытень и др.). Знаток воздуха должен
вспомнить, почему снег может уберечь их от мороза.
Падал снег, сыпал снег, А потом – устал… – Чем же, снег-снежок, На земле ты стал? – Для озимых Стал я теплою периною, Для осинок — Кружевною пелериною, Для зайчишек Стал подушкой пуховой, Для мальчишек — Их любимою игрой. И. Мазнин |