Место проведения прогулки – пригородный лес.
Путешествуя по экологической дорожке, дети
встречают на контрольных пунктах (КП) героев книги Корнея Чуковского
«Доктор Айболит»: Пенту, разбойников, Шарманщика, Моряка, Варвару. Они
дают им различные задания, после выполнения которых дети продолжают свой
путь.
Старт
Юных путешественников встречают их старые знакомые Авва, Чи-чи и Ласточка, которые проверяют готовность объединений к старту.
КП 1
Пен та (выходит из шалаша).
Здравствуйте. Я Пента. Меня доктор Айболит послал к вам навстречу. Я
прячусь в шалаше от разбойников Бармалея. Я покажу вам дорогу к доктору,
а чтобы нас никто не услышал, сделаю это при помощи условных знаков.
Вот вам топографические знаки. Вы ведь знаете их хорошо, а разбойники не
знают. В этой записке написано, как расположить знаки вот на этом
планшете, соответственно сторонам горизонта. Где положите знак «дорога»,
туда вам и путь держать.
Дети выполняют задание.
Ребята,
пока ваши топографы и штурман выбирают правильное направление,
расскажите мне, как растения в вашем лесу распространяют семена. Я ведь
первый раз в вашем лесу. Мне это интересно знать.
Путешественники рассказывают Пенте, соединяя карточки: рябина – птица; репей – зверь, человек; одуванчик – ветер.
П е н т а. Спасибо, ребята. Счастливого вам пути!
КП 2
Моряк. Здравствуйте, юные
путешественники. Куда путь держите? К доктору Айболиту? Он меня послал к
вам навстречу, да сказал: «Много всякого народу в лесу бродит. Тем, кто
спросит дорогу ко мне, дай задание. Выполнят, значит – это мои
помощники. Покажи им дорогу». Я вам загадаю загадки про первоцветы, а вы
найдите отгадки среди этих цветов: мать-и-мачеха, хохлатка, медуница,
сон-трава, гусиный лук, чистяк, ветреница (лютиковая). Молодцы,
справились. подскажу вам дорогу, да тоже с загадкой. Путь вам держать на
север. Как определить, где север?
Дети определяют направление своего движения по местным признакам. Правильно. Счастливого вам пути!
КП 3
Шарманщик. Кто такие? Куда идете? А,
это вас, значит, Бармалей велел задержать. Бармалей подсказал мне, как
это сделать. «Они, – говорит, – очень любят животных. Ты их попроси
помочь маленькому лягушонку, они и задержатся». Когда сбежала от меня
обезьяна Чи-чи к доктору Айболиту, я завел лягушонка. Надо ведь
кого-нибудь мне мучить. Люблю мучить животных. Вот вам задание. Вы с ним
все равно не справитесь, зато задержитесь. Выберите карточки, на
которых нарисовано то, что нужно для жизни лягушки.
Дети должны выбрать из предложенных карточки с изображением воды, воздуха, растения, солнца.
Расположите карточки в соответствии с развитием головастика лягушки. Что помогает лягушке приспособиться к жизни в болоте?
Дети выбирают ласты, зеленый цвет, длинный язык.
Составьте цепь питания.
Дается картинка с изображением цапли, растения, комара, лягушки; растения, лягушки, цветочной мухи, ужа.
Не
знаю, правильно ли вы выполнили задание, главное, я вас задержал. Можете
идти. Но идти вам придется медленно. Мы с разбойниками накидали всего в
лесу. Пока им не доложите, что увидели, они вас не пропустят.
КП 4
Разбойники. Ха-ха-ха. Помощнички идут. А мы вам яму вырыли. Попробуйте, перейдите по этому бревнышку. Ух, какие ловкие (разочарованно). А сколько вы несуразностей в пути нашли? Правильно (разочарованно). Придется вас пропустить, а то вы больно знающие. Не справиться с вами.
КП 5
Варвара. Это кто такие? Ах,
помощнички. Мало на мою голову братца – доктора Айболита, который всякую
тварь тащит домой, еще и помощнички объявились. Чем меньше будет всяких
зверей и птиц, тем мне спокойнее жить. Так что очень-то не спешите к
доктору. Я здесь здорово навредила. Поймала детенышей разных животных и
поселила их в чужие дома, а они еще маленькие, не понимают, где их
настоящий дом. Сумеете разобраться?
Дети
должны соединить карточки соответственно: волк-лес; рыба-река;
лягушка-болото; жаба-огород; птица-гнездо; собака-будка; шмель-луг.
Разобрались? Ух, какие умные. Ну, ничего. Идите, идите к своему доктору Айболиту. А я еще что-нибудь придумаю.
На привале детей встречает доктор Айболит. Они помогают Айболиту лечить зверей и птиц – чинить игрушки.
Доктор Айболит и его животные вручают детям красивые значки, на которых изображена эмблема Айболят.
На
эмблеме изображен зеленый крест – символ спасения природы. Внутри
креста на листе дерева располагается божья коровка. Лист дерева и божья
коровка выражают стремление первоклассников помогать растениям и
животным. |