«Яблоко»
Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко -
это наша Земля. Три четверти поверхности суши
занимает вода. (С этими словами разделите яблоко
на четыре части и три из них уберите.) Одна
четвертая поверхности Земли - суша. Если
разделить четвертушку на две восьмушки, то одна
восьмая поверхности Земли представляет ту сушу,
на которой почва практически отсутствует. Это -
Антарктида, высокие горы, пустыни и т.д.
Оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть
этой территории занята городами, поселками,
дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще
на четыре части, то только одна часть будет
представлять собой ту поверхность суши, которая
покрыта плодородными почвами. Но почва - это
очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить,
сколько плодородной почвы на Земле, надо срезать
тонкую кожуру яблока».
«Гусеница»
Приведите детей в уединенное место. Завяжите им
глаза и выстройте в линию, напоминающую гусеницу:
каждый ребенок кладет руки на плечи впереди
стоящего. Скажите детям, что пока вы будете вести
их по тропе, они должны прислушиваться,
принюхиваться, стараться почувствовать и
запомнить все, что их окружает. Делайте остановки
в таких интересных местах, как чаща деревьев
(«прислушайтесь к звукам!»), огромный валун
(«потрогайте эту поверхность!»), цветущий
кустарник («вдохните этот аромат!»). Чтобы еще
больше разнообразить путь, время от времени
сходите с тропы, следуйте по высохшему руслу
ручья или выходите на солнечные лесные поляны.
Когда вы пройдете достаточно большой путь,
предложите детям снять повязки и попытаться
найти дорогу к исходной точке. В некоторых
случаях можно предложить детям сначала
начертить план или карту обратного пути и той
местности, по которой он проходит. Это поможет им
перевести в изображение те звуки, запахи и
осязательные ощущения, которые сопровождали их
путь с завязанными глазами. Примечание: Трудно
управлять «гусеницей», состоящей более чем из
шести участников. |