Вариант 1
Для этой игры требуется не менее шести игроков.
Раздайте детям по листочку бумаги и попросите
каждого в тайне от других написать название
какого-нибудь животного или растения вашей
местности. Игроки должны будут сделать пирамиду,
но не говорите им об этом до тех пор, пока не
соберете все листочки. Теперь начинается самое
интересное: «Откуда Земля получает энергию? - От
Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми
используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А
сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения
будут располагаться внизу, потому что все
животные прямо или косвенно используют их для
своего питания. Все «растения» должны встать на
четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к
другу. Теперь я прочитаю вам названия животных,
написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из
них травоядное, а кто - плотоядное. Все
«травоядные» становятся в ряд, расположенный
позади «растений». А все «плотоядные» - встают на
скамейку и образуют ряд позади «травоядных».
Почти всегда в группах верхнего уровня бывает
больше детей, чем в группе растений; гораздо
интереснее быть медведем или лосем, чем
одуванчиком или мышкой. Однако, при таком большом
количестве желающих быть наверху пирамиды (и,
соответственно, незначительном количестве
желающих быть у ее основания!) очень трудно
построить устойчивую пирамиду. (Собственно
говоря, образовавшуюся геометрическую фигуру
вообще нельзя назвать пирамидой!) Предложите
некоторым хищникам «понизить свой статус». Пусть
дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она
могла обеспечить пищей всех своих членов.
Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды,
тем меньше там должно быть число членов этого
уровня. Продемонстрируйте важность растений,
убрав одно из них из основания пирамиды.
Вариант 2 В игре участвуют до 30 детей. Ведущий предлагает
играющим стать растением или каким-либо
животным. Когда дети сделали свой выбор, то они
рассказывают о том, чем питаются.
Так, растения «питаются» энергией солнца. Они
становятся внизу (2-й ярус пирамиды). Те, кто
питается растениями (растительноядные животные)
распределяются над растениями (2-й ярус). Хищники
же пытаются распределиться над
растительноядными.
Очень редко на практике пирамида жизни бывает
правильной и устойчивой, но это можно обыграть.
Так, нарушение равновесия можно объяснить
вторжением человека в естественную жизнь
экосистемы.
|