Вариант 1 Дети образуют круг. Один из них берет в руки
клубок бечевки и называет одно из растений или
животных леса, например, «береза». Ведущий задает
всем вопрос: «Кто питается листьями березы?»
Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок,
который сказал «береза», отдает клубок бечевки
тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках
конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос:
«Кто питается древесиной березы?» Ответ:
«Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные
вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но
и не пищевым связям между природными
компонентами: «На каких деревьях еще могут жить
жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям
нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном
свете?»; «Какой еще компонент неживой природы
нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу
игры все дети оказываются опутанными бечевкой,
символизирующей многочисленные пищевые и
непищевые связи между компонентами леса.
Вариант 2
Место проведения: класс, лес.
Участники: дети разных возрастов, не менее 5
человек.
Цель: экологические связи с природой,
взаимодействие организмов и компонентов неживой
природы, антропогенное воздействие на природу.
Оборудование: веревка, нитка.
Ход игры. Участники встают в круг и
постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в
руках часть веревки, т.е. получается подобие
паутины.
Затем участники отклоняются назад, так что
веревка натягивается, если один из них уходит,
веревка ослабевает.
Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе
и трансформацию экосистемы в целом.
Возможен другой вариант: дети стоят в кругу,
веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая
экосистему, называет детей (можно раздать
карточки) разными компонентами этой экосистемы
(живые + неживые) после создания экосистемы.
Ведущий рассказывает легенду (здесь будет
стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.).
Компоненты от этого гибнут по очереди,
соответственно происходит ослабление и
нарушение связей. |