Цель – познакомить детей с
понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта», учить
исследовать рельеф местности на примере оврага, тренировать в
ориентировании с помощью компаса и местных признаков.
Чтобы подготовить детей к изучению любой
незнакомой местности во время путешествий, необходимо научить их
ориентироваться, т. е. определять стороны горизонта на местности, в
каком направлении от наблюдателя расположены предметы на местности, в
каком направлении от предметов находится наблюдатель. Одним из способов
ориентирования, которым должны овладеть юные путешественники, является
ориентирование по компасу. Упражнение «По сторонам горизонта»
способствует формированию умения вычерчивать маршрут путешествия с
использованием компаса. Детям выдается лист бумаги в клетку, на котором
нанесен магнитный меридиан и обозначено место старта. Им дается задание
начертить схему маршрута по следующей легенде:
Другим
необходимым умением при изучении незнакомой местности является умение
читать план (уменьшенное изображение местности в определенном масштабе
на бумаге при помощи условных знаков) или карту (уменьшенное, обобщенное
изображение земной поверхности в определенном масштабе при помощи
условных знаков). Масштаб – это число, которое показывает, во сколько
раз уменьшены настоящие расстояния на плане. При чтении плана (например,
пришкольного участка) следует помнить следующие правила:
– Ознакомление с планом надо начинать с масштаба (можно воспользоваться самодельной масштабной линейкой).
– Изучить условные знаки на плане, сравнив каждый значок на плане с предметами на местности.
– При помощи масштабной линейки измерить на плане величину предметов и расстояния, их разделяющие.
– На плане местности условились Север считать вверху, Юг – внизу, Запад – слева, Восток – справа.
Приобретя некоторые умения для изучения
незнакомой местности, дети могут приступить к исследованию рельефа
местности родного края. Рельеф земной поверхности – это совокупность ее
неровностей. Прекрасным объектом для такого изучения может быть овраг.
Обследование оврага можно провести по следующему плану:
– Где расположен овраг?
– Каковы особенности окружающей местности?
(Равнинная или холмистая? В каком направлении по сторонам горизонта
расположен овраг?)
– Каковы особенности вершины оврага? (Как
высок уступ у вершины оврага? Каким путем можно уменьшить размывающую
деятельность текущих вод?)
– Пройти по дну оврага от его вершины до
впадения в него боковых оврагов и определить: основное направление
оврага по компасу, как изменяется глубина и ширина оврага и характер
склонов, из каких пород они сложены; как идет разрушение склонов, на
каких участках они лучше сохранились и почему. В каких местах обнаружен
выход подземных вод?
– Каков примерно возраст оврага (молодой,
зрелый, стареющий), по общим признакам (глубина, ширина, характер
склонов) и по быстроте роста оврага?
Комментарии делают знатоки почвы и
полезных ископаемых, краеведы и штурман. Они могут также рассказать, что
коричневый пласт глины, в котором дети находят маленькие кусочки
кремния и гранита, свидетельствует о том, что здесь много лет назад было
ледниковое озеро, а еще раньше – огромное море, о чем говорят песчаные
отложения.
После экскурсии дети вычерчивают маршрут своей экскурсии, знатоки рассказывают, что они видели и делали на экскурсии. |