Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных.
Я волшебник.
Захочу –
Появлюсь и превращу
МЕЛ, которым пишут в школе,
В МЕЛЬ, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай!
1. Прочитай слова. Объясни разницу в написании, звучании и значении этих слов.
КОН – КОНЬ
УГОЛ – УГОЛЬ
ПЛАКАТ – ПЛАКАТЬ
СТАЛ – СТАЛЬ
МЕЛ – МЕЛЬ
КРОВ – КРОВЬ
Придумай и запиши предложения с некоторыми парами слов.
2. В парах слов, написанных ниже, мягкий знак пишется не в
конце слова, а в середине. Звучание, значение и написание также
изменяется.
ГОРКИ – ГОРЬКИ
БАНКА – БАНЬКА
ГАЛКА – ГАЛЬКА
ПОЛКА – ПОЛЬКА
Придумай и запиши предложения с некоторыми парами слов.
Мягкий знак, стоящий после согласных и смягчающий их в существительных мужского и женского рода.
3. Перепиши слова и определи род имён существительных.
Например: ТЕНЬ – ж. р.
КИСЕЛЬ, ПЕНЬ, ФАСОЛЬ, СТЕПЬ, КОРОЛЬ, ШАЛЬ, ИЗГОРОДЬ.
4. В шариках вписаны слова, в которых потерялась одна
буква. Эта буква Ь. Она улетела на воздушном шаре. Поставь мягкий знак в
конце слов и получившиеся слова запиши в воздушный шар.
Мягкий знак, стоящий между двумя согласными и смягчающий впереди стоящий согласный.
5. Прочитай слова вслух. Попробуй произнеси несколько слов без мягкого знака.
МАЛЬЧИК. ХОДЬБА, ЛЬДИНА, ПИСЬМО, АЛЬБОМ, ПАЛЬТО, ОСТАЛЬНОЙ, УЧИТЕЛЬНИЦА, ОГОНЬКИ.
Видишь, как изменилось звучание слов?
Без мягкого знака они звучат неверно. Запиши эти слова под диктовку.
6. В записанные ниже словосочетания вставь пропущенный мягкий знак.
Бол___шая л___дина
Пис___мо другу
Шал___ и пал___то
Мален___кий пал___чик
Бол___ной корол___
Придумай и запиши свои словосочетания, в которых используй слова с мягким знаком.
При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним согласной буквы.
Например:
ОГОНЬКИ – ОГОНЬ-КИ
ПИСЬМО – ПИСЬ-МО
БОРЬБА – БОРЬ-БА
7. Раздели слова для переноса (как указано в примере).
СТРЕЛЬБА, ПОЛЬЗА, МАЛЬЧИК, ШКОЛЬНИК, ДЕНЬКИ, ЗОРЬКА, КРЫЛЬЦО, ТЮЛЬПАН, ГАЛЬКА, ПАЛЬТО |