Оборудование. Игровой барабан;
карточки с буквами, «с сердцем Трубадура», с
названиями цветов; магнитная доска; картинки с
изображениями цветов; костюмы для инсценировки;
листы бумаги для команд, фломастеры;
видеоаппаратура, кассета с записью мультфильма
«Бременские музыканты».
ХОД ИГРЫ
Учитель. Наша игра посвящена
цветам. Какое значение имеют цветы в жизни людей?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Цветы могут расти в разных местах.
В каких именно?
Дети. В саду, в поле, в лесу.
У. Мы будем говорить сегодня о
разных цветах: садовых, лесных, полевых. Итак,
начинаем игру.
Команда, угадавшая слово первой,
получает фишку.
Тур 1
Здесь
зашифровано слово – название цветка. Что это за
цветок?
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдешь –
Долговязый и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
ВАСИЛЁК
– Правильно, это василек.
Учитель показывает картинку с
изображением василька.
– Послушайте, какое стихотворение
посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор
Васильев.
Подготовленные ученики читают
стихотворение.
Ученик 1.
К красоте равнодушным он не был –
Тот, кто легким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
Ученик 2.
В этом желто-зеленом море –
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным
На детей своих – на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Ученик 3.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза-васильки!
У. Да, васильки не приносят
пользу человеку, наоборот, мешают расти хлебу. И
все-таки васильки в народе любимы. Это прелестные
цветы, синие, как небо. Многие их собирают, плетут
из них венки. Про василек народом придумано много
песен и легенд. Сейчас ребята нашего класса
расскажут украинскую легенду о васильке.
Дети показывают инсценировку.
Бабка. О-хо-хо, вот горе так горе! Что
делать? Как быть? Ума не приложу.
Дед. Что стряслось-то? Что ты все
вздыхаешь да охаешь?
Бабка. Как же не горевать-то мне? Ты,
старый, ничего не видишь, не ведаешь, а у нас беда
у порога!
Дед. Да что за беда-то? Не томи меня,
говори!
Бабка. Сынок наш Василий по ночам
на пруд зачастил.
Дед. Ну и что с того? Какая в том
беда?
Бабка. А вот какая. Сказывают люди
– русалка там живет! Заманит она нашего Василия в
свои сети колдовские...
Дед. Да не бойся, старая! Вырос наш
Василий добрым, красивым, крепким. А как землю
нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о
хлебе! Ему ли за русалкой идти?
Бабка. И вправду, хорош наш сыночек!
Сильный, крепкий... А глаза-то голубые, как небо! Да
только невесел он. Все думает о чем-то. Женить бы
его поскорее!
Дед с Бабкой уходят.
Василий. Как же мне теперь быть? Что
делать? Увидел я Русалочку, и сразу полюбилась
она мне. Как смотрит она мне в глаза, да каким
зовет нежным голосом! Нет сил удержаться, пойду к
ней! Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка?
Русалочка. Здесь, давно жду той
минуты, когда ты придешь.
Василий. Нет мне жизни без тебя!
Выходи на берег. Будем жить как все люди, свадьбу
сыграем.
Русалочка. Нет, не бывать тому. Это
ты должен ко мне прийти на веки вечные, остаться
со мной в подводном царстве.
Василий. Нет! Не смогу я прожить без
солнышка ясного, без неба голубого, без поля
своего золотого, спелых колосьев полного. Земля
родная крепко держит меня, не смогу я всю жизнь
под водой провести.
Русалочка. Тогда не бывать тебе
человеком. Превращайся ты в цветок на пашне,
которой ты так дорожишь!
На месте Василия появляется василек.
Русалочка. Ах! Что же я наделала?!
Погубила я своего Василия! А цветок-то как похож
на его глаза, как небо, голубые! Как же мне теперь
быть? Может, вернется он ко мне? Буду у неба
просить, чтобы вернуло мне Василия! Может,
ручейками с неба придет ко мне мой Василий?
Русалка уходит.
Бабка. Не уберегли мы своего
Василия!
Дед. Да, пропал наш Васенька, как в
воду канул!
Бабка. А я цветов собрала. Они в
поле появились, сразу как сынок наш пропал. Уж
больно они мне сынка напоминают – голубые, как
его глаза. Буду теперь смотреть на них да о
сыночке думать.
У. Напрасны были ожидания Русалки.
Крепко держится василек корнями за свою пашню!
Звучит
музыка.
Конкурс 1. Разминка
Командам раздают листы бумаги. За одну
минуту необходимо написать как можно больше
названий цветов. Через минуту учитель подводит
итоги: та команда, которая написала на своем
листочке больше названий цветов, получает фишку.
Тур 2
Ученик. Этот цветок похож на
связку золотых ключей, которыми весна открывает
двери теплу, свету. Об этом цветке сложена такая
легенда.
Легенду о примуле рассказывает
ученик:
Сторожил апостол Петр райские врата, и
доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи,
хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге
апостол выронил связку золотых ключей, и она,
падая от звезды к звезде, полетела на Землю.
Послал апостол вдогонку ангела, да уже было
поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос
похожий на ключи цветок.
У. Расшифруйте название этого
цветка.
ПРИМУЛА
Конкурс 2. «Художник»
На большом листе бумаги надо
нарисовать фантастический цветок, придумать для
него название и объяснить, почему именно так
назван цветок.
Тур 3
У. Про этот цветок сложена такая
легенда.
Легенду о фиалке рассказывает
подготовленный ученик:
Бог солнца и света Апполон преследовал
горячими лучами одну из прелестнейших дочерей
Атласа. Бедняжка, совсем отчаявшись, просила
защиты у Зевса. Тот растрогался мольбами девушки
и превратил ее в цветок. В своих божественных
лесах он холил и лелеял чудесный цветок. Только
не пришлось этому цветку остаться на небесах. Раз
Персефона, дочь Зевса, отправилась за чудесными
цветами в лес. Цветов она нарвала, но была
похищена Аидом – богом тьмы. Девушка испугалась
и уронила цветы на землю, где они до сих пор и
благоухают. Как называется этот цветок?
ФИАЛКА
После каждого тура учитель
показывает рисунок с изображением цветка.
У. О прекрасных цветах фиалках
сложены такие стихи.
Подготовленный ученик читает стихи о
фиалке:
В орешнике, в тени кустов,
Ее глазок мелькает синий...
Фиалка лучше всех цветов
В любом саду, в любой долине.
Конкурс
3. «Эрудит»
Учащимся показывают фрагмент из
мультфильма «Бременские музыканты». Каждой
команде выдается карточка «сердце Трубадура».
У. Прочитайте по клеточкам,
какие цветы подарил Трубадур Принцессе.
Тур 4
У. Послушайте сказку про этот
цветок.
Подготовленный ученик рассказывает
сказку о герани:
Жил в давние времена один добрый
волшебник Флор. Жил он в мире со всеми людьми и
животными. Умел он понимать язык зверей и птиц.
Поэтому звери и птицы доверяли ему одному свои
секреты.
Больше всех любил Флор журавля – большую и очень
красивую птицу. Подарил он журавлю нарядную
красную шапочку. Важно переступая на своих
длинных ногах, охранял журавль покой болот и
лугов.
Но вот однажды случилась беда. Пришел в мирные
эти края злой человек. То здесь, то там видели
люди убитого зверька или раненую птицу. Страх и
тревога поселились в душах людей. Флор
отправился на поиски злодея и взял с собой
журавля. Неожиданно появился перед ними злой
охотник и пустил стрелу прямо в грудь Флора.
Закрыл журавль собой верного друга и погиб. За
это оборотил Флор злодея в камень, а журавля
превратил в цветок и назвал его...
У. Название этого цветка
произошло от греческого слова – в переводе на
русский язык оно означает «журавль».
ГЕРАНЬ
Конкурс 4. «Собери название»
Каждой команде выдается карточка с
названием цветка, например: «василек», «примула»,
«тюльпан», «ромашка», «георгин» и др. На столах
рассыпаны свернутые в несколько раз бумажки. На
некоторых написаны буквы, которые командам
необходимо отыскать и из которых нужно составить
название цветка. Фишка-наклейка достается той
команде, которая быстрее «соберет» название
своего цветка.
Итог игры
В конце игры учитель подводит итог,
выявляет команду-победительницу. |