1. Составьте уравнения реакций этерификации:
- Уксусной кислоты и этилового спирта. Сколько граммов этилацетата
можно получить из 11,5 г этанола и 18 г уксусной кислоты, если доля выхода
продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.
- Уксусной кислоты и бутанола-1. Рассчитайте, какую массу этих
веществ необходимо взять для синтеза уксуснобутилового эфира, необходимо для
приготовления 2кг растворителя №648? Массовая доля эфира в этом растворителе
состовляет 50%, Массовая доля выхода сложного эфира по реакции этерификации
80%.
- 1,2-бензолдикарбоновая кислота называется фталевой. Её диметиловый эфир
(диметилфталат) используется в качестве эффективного репеллента – средства
для отпугивания насекомых. Предложите схему синтеза диметилфталата из
1,2-диметилбензола (о-ксилола) и рассчитайте, какая масса этого арена
потребуется для получения 100 г сложного эфира, если его суммарный выход по
двум стадиям составляет 60%.
2. Составьте уравнения реакций получения:
- Миристилпальмитата – сложного эфира пальмитиновой кислоты(С15Н31СООН)
и миристинового спирта(С14Н29ОН нормального строение
углеродной цепи). из которого состоит пчелиный воск – 70%,
защитная пленка плодов, например, яблок.
- Аспирина (ацетилсалициловой кислоты) взаимодействием салициловой
(2-гидроксибензойной) кислоты и уксусного ангидрида.
- Сложного эфира терефталевой (1,4-бензолдикарбоновой) кислоты и
этиленгликоля (1,2-этандиола) и реакцию его поликонденсации (образования
полиэтилентетефталата – полимера, из которого изготавливают
пластиковые бутылки, синтетическое волокно – лавсан).
3. 3. Составьте уравнения реакции гидролиза
следующих эфиров.
- Триолеата глицерина. Рассчитайте, какую массу этого эфира
(растительного масла) необходимо подвергнуть гидролизу, чтобы получить 43,3
г олеиновой кислоты.
- Тристеарата глицерина. Какую массу глицерина можно получить из
природного твердого жира массой 17.8 кг, содержащего 97% тристеарата
глицерина?
- Метилацетата в присутствии щелочи. Найдите массу метанола,
полученного при нагревании 188 г эфира, содержащего 29% примесей и 280 г
40%-ного раствора гидроксида калия, если доля выхода спирта составляет 85%
от теоретически возможного.
Знаете ли вы, что:
- В 1811 г французский химик Шеврель доказал, что при гидролизе жира как
растительного так и животного происхождения образуется глицерин и высшие
карбоновые кислоты (пальмитиновая, стеариновая, олеиновая и др.).
- Шеврель отрицал возможность обратного синтеза жира из продуктов их
гидролиза, однако такой процесс был осуществлен Марселем Бертло в 1854 г .
- Именно Шеврель предложил использовать в место сальных свечей стеариновые
(смесь высших карбоновых кислот).
- За разработку катализатора процесса гидрирования растительного масла
(получение твердого жира – маргарина) франц. Ученый Поль Сабатье в 1912 г
удостоен Нобелевской премии.
Отсюда можно сделать вывод:
Один из методов активизации познавательной активности – это работа со
специальными текстами, которые несут особую предметную смысловую нагрузку, и
которые стимулируют к выполнению необходимых действий. Выполняя их, ученик
реализует свои потенциальные возможности, приобретает навыки работы с
информацией.
Такая форма работы позволяет подготовить учащегося к работе с текстом
учебника: выделение главного, преобразование текста сохраняя смысловую нагрузку,
формулировка заголовка и другие.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их
стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений
и навыков, их активностью. |