Всё хорошо, что в меру. Гиппократ
Отрывок из повести Хаггарда "Жемчужина Нила”: "Она вынула из
уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило
молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно
растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра
подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней
капли”.
Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить
"крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)
Задача 9-2
Вселенная — это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак
Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его
грозиться сжечь Б, справа – отравить ядовитый Д, а живущий слева
тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать –
либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то
начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание:
Определите, кто такие А, Б, Д, Е ?
Задача 9-3
Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe0 →
Fe+2 → Fe+3 → Fe+2 → Fe0
→ Fe+3
Задача 9-4
Опыт - это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон
Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и
кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную
селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ.
Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением
содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?
Задача 9-5
Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.
Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать
ему "шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал
хану, как рождается "шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид
другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и
новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался
в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной
солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться
пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской
жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Докажите,
что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)
Задача 9-6
В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант
В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г
сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных
опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)
Задача 9-7
Знание — настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский
В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого
цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание
на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с
раствором пероксида водорода. "Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. "В
маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и
показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. "Алмаза уже не
вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места
происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?
Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9
класса
Задача 9-1
Состав жемчуга – СаСО3 , уксуса – СН3СООН СаСО3
+2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са + СО2
+ Н2О
Задача 9-2
Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б –
кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла
Задача 9-3
Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl2 + H2
2. 2 FeCl2 + Cl2 → 2 FeCl3
3. 2 FeCl3 + Fe → 2 FeCl2 4. 3 FeCl2 + 2 Al
→ 2AlCl3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3
Задача 9-4
Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH4NO3,
норвежская селитра – Ca(NO3)2, кальциевая селитра - Ca(NO3)2,
чилийская селитра - NаNO3, индийская селитра - КNO3,
натриевая селитра - NаNO3, мел – СаСО3, поташ К2СО3
Задача 9-5
Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид
азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту
и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO2 При
добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты,
таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – "царская водка”,
которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO3 → H[AuCl4]
+ NO↑ + 2 H2O
Задача 9-6
Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl2 +
H2S↑ Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑
n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль
Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй
реакции вещества прореагировали полностью
Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl2)=0,0455
моль, n(H2S)=0,0455 моль,
n(H2)=0,03моль Определена масса образовавшегося
раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H2S) – m(H2)
= 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в
растворе: w(FeCl2) = 17,85%.
Задача 9-7
Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором,
начались реакции:
Cl2 + H2O2 → 2HClO HClO + H2O2→
O2 + HCl + H2O 4Al + 3O2 →2 Al2O3
C + O2 → CO2
|