Рабочий лист
первой группы
Состав группы:
Руководитель:
Основные требования к
работе на уроке:
1. Выберите руководителя
группы.
2. Внимательно следите за
ходом урока.
3. Принимайте активное
участие в обсуждении заданий в составе группы,
вносите свои предложения, выступайте.
4. В ходе урока не забывайте
делать записи в рабочей тетради, обратите особое
внимание на основные понятия урока:
цивилизация, цивилизационный вызов,
цивилизационное пространство (окружение)
цивилизационная альтернатива, монгольское
владычество (иго).
5. В конце урока заполненные
рабочие листы необходимо сдать на проверку, ваша
групповая работа будет оценена.
Задание 1
Обсудите в группе, каким было
положение Руси к середине ХIII в. Выявите
основные тенденции её развития. Ответ изложите в
3—4 кратких тезисах в рабочем листе, доложите их
классу, сопровождая демонстрацией на
исторической карте.
Тезисы ответа:
1.
2.
3.
4.
Задание 2
Историки неоднозначно
оценивают монгольское (монголо-татарское), а
затем и ордынское владычество над Русью. Ниже
приводятся высказывания по этому поводу
известных учёных, общественных деятелей.
1. Л.Н. Гумилёв: «Рассказы о
полном разрушении Руси... страдают
преувеличением ... Батый хотел установить с
русскими князьями истинную дружбу... Союз с
православными монголам нужен был как воздух».
2. П.Н. Савицкий: «Без татарщины
не было бы России».
3. C.M. Соловьёв: «Мы замечаем,
что влияние монголов не было здесь главным и
решительным. Монголы остались жить вдалеке...
нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения,
оставляя в полной свободе действовать те новые
отношения, какие начались на севере Руси прежде
них».
Обсудите в группе эти
высказывания, определите сущность позиции этих
деятелей, кратко сформулируйте её и изложите в
рабочем листе.
Работая с источниками
исторических знаний, попытайтесь найти в них
подтверждение данной точки зрения (7—10 фактов),
используя для этого учебники:
1. Богданов А.П. История
России до Петровских времен С. 139—143.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История
государства и народов России.
С. 130—132.
3. Загладин H.В. Всемирная история с
древнейших времен до конца XIX в.
С. 158—160.
4. Ионов И.Н. Российская цивилизация. С. 82—85.
5. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России
с древнейших времен до конца XVI в. С. 102—106.
6. Сахаров А.Н., Буганов B.И. История России с
древнейших времен до конца XVII в. С. 164—167.
Внесите факты, подтверждающие
вышеизложенную позицию, в рабочую тетрадь и
рабочий лист.
Рабочий лист второй группы
Состав группы:
Руководитель:
Основные требования к работе на уроке:
1. Выберите руководителя группы.
2. Внимательно следите за ходом урока.
3. Принимайте активное участие в
обсуждении заданий в составе группы, вносите
свои предложения, выступайте.
4. В ходе урока не забывайте делать
записи в рабочей тетради, обратите особое
внимание на основные понятия урока:
цивилизация, цивилизационный вызов,
цивилизационное пространство (окружение),
цивилизационная альтернатива, монгольское
владычество (иго).
5. В конце урока заполненные рабочие
листы необходимо сдать на проверку, ваша
групповая работа будет оценена.
Задание 1.
Обсудите в группе, каким было
цивилизационное окружение Руси в середине
XIII в. Ответ изложите в 3—4 кратких тезисах в
рабочем листе, доложите их классу, сопровождая
демонстрацией на исторической карте.
Тезисы ответа:
1.
2.
3.
4.
Задание 2
Историки неоднозначно оценивают
монгольское (монголо-татарское), а затем и
ордынское владычество над Русью. Ниже приводятся
высказывания по этому поводу известных учёных,
общественных деятелей.
1. В.В. Каргалов: «Именно нашествие
явилось причиной временной отсталости нашей
страны от наиболее развитых государств».
2. В.Л. Янин: «Нет в истории
средневековой Руси эпохи страшнее, чем
трагическое ХIII столетие. Кривой татарской
саблей надвое рассечено наше прошлое».
3. А.С. Пушкин: «...татары не походили
на мавров (арабов). Они, завоевав Россию, не
подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
Обсудите в группе эти высказывания,
определите сущность позиции этих деятелей,
кратко сформулируйте её и изложите в рабочем
листе.
Работая с источниками исторических
знаний, попытайтесь найти в них подтверждение
данной точки зрения (7—10 фактов), используя для
этого учебники:
1. Богданов А.П. История России до
Петровских времен. С. 139—143.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История
государства и народов России.
С. 130—132.
3. Загладин Н.В. Всемирная история с
древнейших времен до конца XIX в.
С. 158—160.
4. Ионов И.Н. Российская цивилизация. С. 82—85.
5. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России
с древнейших времен до конца ХVII в. С. 102—106.
6. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с
древнейших времен до конца ХVII в. С. 164—167.
Внесите факты, подтверждающие
вышеизложенную позицию в рабочую тетрадь и
рабочий лист.
Рабочий лист третьей группы
Состав группы:
Руководитель:
Основные требования к работе на уроке:
1. Выберите руководителя группы.
2. Внимательно следите за ходом урока.
3. Принимайте активное участие в обсуждении
заданий в составе группы, вносите свои
предложения, выступайте.
4. В ходе урока не забывайте делать записи в
рабочей тетради, обратите особое внимание на
основные понятия урока: цивилизация,
цивилизационный вызов, цивилизационное
пространство (окружение), цивилизационная
альтернатива, монгольское владычество (иго).
5. В конце урока заполненные рабочие листы
необходимо сдать на проверку, ваша групповая
работа будет оценена.
Задание 1
Обсудите в группе, что собой представляла
цивилизационная модель Руси в X — середине XIII вв.
Выявите основные eё черты. Ответ изложите в 3—4
кратких тезисах в рабочем листе, доложите их
классу.
Тезисы ответа:
1.
2.
3.
4.
Задание 2
Проведите опросы учащихся класса в начале
выполнения ими задания 2 и после его завершения.
Выявите их личное отношение к проблеме
монгольского владычества над Русью, выделив
динамику изменения мнений в ходе получения
учениками новой информации. Опрос можно провести
в форме анкетирования или интервьюирования.
Внесите результаты в таблицу. Подведите итоги и
сделайте выводы.
Таблица результатов анкетирования учащихся по
вопросу: Каково ваше личное отношение к факту
утверждению на Руси восточной цивилизационной
альтернативы?
№ п/п |
Варианты
ответов |
Однозначно
положительное |
Однозначно
отрицательное |
Затрудняюсь
ответить
однозначно |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
Итого в % |
|
|
|
Краткие выводы: |