С давних пор философы и историки
неоднократно отмечали губительную роль войн и
военных действий в истории народов и государств.
Не является исключением в этом смысле эпоха
Древней Руси. Согласно подсчётам
С.М. Соловьёва, сделанным им в своём
систематическом курсе русской истории, в
1228—1462 гг., за 234 года, летописи и другие
источники содержат сведения примерно о 300 войнах
и военных походах, 85 битвах. Две трети войн
произошли с внешними врагами: татарами,
литовцами, ливонцами, немцами, шведами и др. Современный учёный справедливо
писал об изнурительном характере крупных и
мелких войн, «фактически не оставивших мирных
дней и подтачивавших и тормозивших развитие
общества. Надо обладать поистине нечеловеческой
стойкостью, чтобы в таких условиях сохранить
культуру и отстоять независимость».
То же самое можно сказать и о древнерусской
эпохе, особенно о периоде удельной
раздробленности, которому посвящена моя работа.
Сражение стало самой сущностью войны, её
концентрацией и высшей точкой, когда напряжение
сил противоборствующих сторон достигало
предела. Так описывают битвы древнерусские
источники. При этом, если судить по их
свидетельствам, летописцы не делали различия
между противниками, — русский то был князь или
иноземный государь.
Особое место в летописях занимают рассказы о
битвах с хищными половцами, которые совершали
частые набеги на русские земли, грабили, жгли,
убивали, уводили в полон. В большинстве случаев
походы русских князей в Половецкую степь были
ответом на вторжения орд этих кочевников.
Описания сражений со степняками отличаются
особой эмоциональностью: гнев летописцев
оправдан — половцы были жестоким и грозным
противником, терзавшим Русскую землю многие
десятилетия.
Общий образ сражения
в источниках
Выразители своего времени, когда война
считалась главнейшим занятием князя и
дружинника, древнерусские книжники воспевали
битвы, восторгались звоном мечей и треском щитов,
превозносили победы своих князей над врагами,
даже если эти враги были ближайшей роднёй их
государя, горевали над их поражениями и смертями.
Эмоционально-напряжённый образ битвы,
сравниваемой с кровавой жатвой, создал
безымянный автор «Слова о полку Игореве»: «На
Немиге снопы стелют из голов, / молотят цепами
булатными, / на току жизнь кладут, / веют душу от
тела. / У Немиги кровавые берега / не добром были
посеяны, / посеяны костьми русских сынов».
В приведённом отрывке памятника
вспоминаются дела далёкого 1067 г. Тогда
полоцкий князь Всеслав Брячиславич захватил
Новгород, который считали своим братья
Ярославичи — Изяслав, Святослав и Всеволод,
совместно правившие Русью. Войска триумвиров и
Всеслава встретились на реке Немиге. «И была сеча
жестокая, и многие пали в ней, — пишет Нестор,— и
одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же
бежал». Сколь разнятся
суховатый летописный текст и
возвышенно-поэтическая картина «Слова»,
отразившие одно и то же событие!
Но не лишены эмоций и своеобразной красоты
описания битв и в летописях, особенно в Киевском
ХII в. и более позднем Воскресенском сводах за
50—60-е гг. ХII в. Вот как описывает победу
Изяслава Мстиславича, тогда киевского князя, над
Юрием Долгоруким у валов Киева в 1151 г.
симпатизирующий Изяславу летописец. Изяслав
построил свои полки в боевой порядок и
стремительно атаковал силы Долгорукого, быстро
добившись решающего успеха. Он «всем вместе
повелел пойти на них; и так поступили, напали на
них из всех полков, и чёрные клобуки
(вспомогательная конница из союзных киевскому
князю кочевников-торков), и загнали их
в (реку) Лыбедь и здесь избили их, а иных схватили,
а иные с коней соскочили за реку убежали; …Юрий
же повернул свои полки и пошёл прочь…».
Не раз летописцы подчёркивают, что Господь в
сражении стоит на стороне правых. В 1219 г.
схватились претенденты на рязанский стол,
двоюродные братья Ингварь Игоревич и Глеб
Владимирович. Суздальский летописец, вне
сомнения, считал законным претендентом Ингваря:
«Беззаконный Глеб Владимирович пришёл со
множеством половцев к Рязани, и вышел против него
Ингваръ со своею братией, и оба бились крепко. И
помощью Божьею и креста честного силою победил
Ингваръ злого братоубийцу Глеба, и многих из
половцев (его союзников) избили, а иных связали, а
сам окаянный с немногими людьми убежал».
Напряжённость и яркость описаний битв в
древнерусских летописях, их изображений в
книжных миниатюрах усиливали разнообразные
цвета воинской одежды, носившейся поверх кольчуг
и доспехов, а также под ними. «Мягкое воинское
одеяние в бою не закрывало металлического
прикрытия и отличалось яркостью. Цвет боевой
яркой одежды можно расшифровать по миниатюрам».
Автор приведённых строк считает лучшими в этом
плане миниатюры из Симоновско-Хлудовской
рукописи 1270-х гг.: «Поколенная рубаха,
надевавшаяся под доспех, показана синей, зелёной
или красной. Плащи, накидки обычно зелёные; щиты
красные или красные и зелёные. Ножны меча красные
или коричневые, стяги красные, чёлки на древке
зелёные».
Поход
Сражению обычно предшествовал поход. Чаще
всего летописи подробно описывают походы против
половцев. Так, в 1153 г. «послал Изяслав
(Мстиславич Киевский) сына своего Мстислава на
половцев к (реке) Пслу, ибо пакостили они тогда по
Суле; и, не дойдя до них, воротился». Наверное,
половецкие «сторожи» (сторожевые отряды, обычно
ехавшие впереди основных сил. — Авт.) заранее
предупредили ханов о приближающемся русском
войске. А через 15 лет его сыну и преемнику на
киевском престоле Мстиславу Изяславичу удалось
нанести сильнейший удар степнякам. Та же
Киевская летопись повествует: «Вложил Бог в
сердце Мстиславу Изяславичу благую мысль о
Русской земле» — совершить поход на кочевников,
которые досаждают Руси и перекрывают торговые
пути на юг и восток. Он «послал же к Чернигову к
Ольговичам всем (членам правящей в
Чернигово-Северской земле династии) и
к Всеволодичам (семейство Святослава
Всеволодича — одного из крупнейших Ольговичей), веля им быть всем у себя: ведь были
тогда Ольговичи во власти Мстислава. …И
совокупилась вся братья в Киеве. Шли князья 9 дней
из Киева, и была весть половцам, …что идут на них
князья русские, и они побежали…» Преследуя
половцев, русские полки захватили богатую добычу
и множество пленных.
Течение битвы
Источники, главным образом летописи, создают
эмоциональные картины сражений, отражают их
динамику даже в лаконичных описаниях. Во время
войны киевского князя Изяслава Мстиславича и его
союзника, венгерского короля Гёзы II, с галицким
князем Володимирко Володаревичем венгерские
полки «въехали со всех сторон в полк Владимира; и
так потоптали его и многих тут избили, а других
истоптали, а иных пленили». Володимирко не
выдержал этого удара и «ворвался в расположение
угров и чёрных клобуков, только один он убежал… в
город Перемышль» (Киевская летопись).
Жар битвы, её ярость ощущаются в описании
киевским летописцем схватки между войсками
Изяслава Мстиславича и Юрия Долгорукого в том же
1151 г. на подступах к Киеву. Ударный кулак,
составленный Изяславом из отборных воинов,
опрокинул боевые порядки полков Юрия: «И
столкнули их в (реку) Лыбедь; и здесь избили их, а
иных схватили, а другие, с коней слетевшие, за
реку убежали; тут убили половчанина Севенча
Боняковича, который рек было: "Хочу рубить
Золотые ворота, как и отец мой учинил…”» Особую
ожесточённость придало этому сражению участие в
нём с противоположных сторон извечных врагов:
чёрных клобуков и половцев. Не случайно тот же
летописец подчёркивает важную роль в битве
черноклобуцких ханов. В завершение кампании
1151 г., как описывает киевский автор, «была
сильная сеча, и одолели Вячеслав, и Изяслав, и
Ростислав (Вячеслав Владимирович, брат
Долгорукого, был в то время соправителем
Изяслава в Киеве; Ростислав — брат Изяслава. — Авт.),
а половцы Юрьевы по стреле пустили и побежали…».
В конце 1150-х гг. вспыхнула борьба за
Чернигов между главами чернигово-северских
кланов Давидовичей и Ольговичей (в Киеве сидел
тогда брат Изяслава Мстиславича Ростислав). В
1160 г. Изяслав Давидович пошёл на Святослава
Ольговича, сидевшего в Чернигове, считая свои
права на город и волость выше: его отец Давид
Святославич был черниговским князем. «И бились с
ними за реку Десну крепко, одни на конях, а иные на
судах ездя, и не пустили их через реку; и стояли
(Изяслав с войском), великую пакость сотворили,
сёла пожгли, люди повоевали» (Киевская летопись).
Ростислав Мстиславич решил поддержать
казавшегося ему менее опасным в качестве
соперника Святослава Ольговича, и это помогло
последнему отстоять Чернигов.
Яркую и сокрушительную победу над половцами
описал киевский летописец в рассказе об
общерусском походе в степь в 1168 г. Русские
полки были столь сильны, что половцы не оказали
достаточного сопротивления и побежали. «И взяли
вежи (станы) их на Угле реке, а другие по Снопороду
(реке), а самих настигли у Черного леса, и здесь
прижав к лесу избили их, а иных руками схватили
…и так взяли полона множество, так что все
русские воины обогатились до изобилия, и рабами,
и рабынями, и детьми их, и челядью, и скотом, и
конями; христиан (русских пленных) же отбили и
всех отпустили на свободу».
Динамика сражений русских с врагами ярко
отражена в летописях ХII в.: Киевской и
Воскресенской. Но не уступают им в
эмоциональности и динамичности рассказы
Галицко-Волынского свода ХIII в. Уже на первых
страницах сохранившейся части этого свода
встречаем яркую картину битвы галицких и
волынских войск с силами киевского князя Рюрика
Ростиславича и приведённых им половцев. После
кончины Романа летом 1205 г. Рюрик вскоре пошёл
на Галич, стремясь захватить его: «И встретили
его бояре галицкие и волынские у Микулина
(галицкий город на рубеже с Киевской землёй. — Авт.),
на реке Серет, и бились они весь день за реку
Серет, и многие поражены были и, не выдержав,
воротились в Галич». Однако Рюрику не удалось
взять этот город.
Подобный же бой за переправу отражён в
Галицко-Волынской летописи в повествовании о
событиях 1211 г. Тогда венгерское войско,
поддержавшее Даниила Романовича в борьбе за
галицкий стол, встретилось с отрядами сидевшего
в Звенигороде одного из братьев-Игоревичей —
Романа. Тому помогали наёмники-половцы. «И сошли
(венгры с коней), едва перейдя реку Лютую; половцы
стреляли и русь на них, тут же Марцелл (венгерский
военачальник) отошёл от своей хоругви и русь
захватила её, и позор великий был Марцеллу».
Исполненная динамики картина междоусобиц в
Галицкой земле 1224 г. помещена в
Галицко-Волынском своде. Тогда сидевший в Галиче
Мстислав Удатный по наущению бояр начал воевать
против своего зятя, волынского князя Даниила
Романовича. Его поддержал соперник Даниила в
борьбе за галицкий престол, князь Белза
Александр. «Мстислав же подмогу послал
Александру; встретили же они (воины Даниила) рать,
загнали её в град Белз и елеи город не взяли;
наутро пойшли против их; Мстислав же однако не
выдержал и вернулся в Галич. Тогда Даниил князь
воевал с поляками землю Галицкую и пленил [всю]
землю Белзскую и Червенскую (Западная Волынь.)…»
Красочную картину битвы создает Иоасафовская
летопись под 1455 г. В сражении с московскими
войсками великого князя Василия Васильевича
новгородская конница попала под град стрел, что
разрушило её боевой порядок и обратило в бегство:
«Они (новгородцы) же, не привыкшие к такому бою,
словно омертвели и руки у них ослабели, копия они
имели длинные и не могли поднимать их так, как
положено ратным людям…».
Краткая оценка битвы в источниках
Довольно часто источники коротко и обобщённо
описывают то или иное сражение. Это особенно
характерно для Новгородской Первой летописи
старшего извода, памятника исключительно
ценного, но временами слишком лаконичного. Так,
суть генерального сражения русских с монголами
на Калке отражена в словах: «И была сеча злая и
лютая». Тот же свод в нескольких словах описывает
знаменитое Ледовое побоище войска Александра
Невского с рыцарями: «И наехали на полк (князя
Александра) немцы и чудь и пробились свиньёю
сквозь полк, и была русью сеча дана великая
немцам и чуди». Одержанная русским князем
громкая победа отражена также кратко: «Пособил
Бог князю Александру».
Лаконичные описания сражений встречаются,
впрочем, и в других летописях, в частности в
Галицко-Волынской. Так, в ней охарактеризована
битва в 1220 г. дружины недавно севшего в Галиче
Мстислава Удатного с венграми, возглавлявшимися
баном Фильнием: «Пришёл Мстислав рано утром на
гордого Филю и на венгров с поляками, и была брань
тяжёлая между ними: и одолел Мстислав». Точно так
же кратко в этом источнике описана стычка
Даниила с приведёнными его соперником Михаилом
Всеволодичем Черниговским половцами в 1235 г. на
юге Киевской земли. Но этому есть, думаю,
объяснение: сражение принесло поражение
волынскому князю, что не могло быть приятным его
летописцу, апологету Романовичей: «Встретились
же они с многими воинами половецкими у Торческа,
и была лютая сеча. Даниил же преследовал
половцев, пока конь его не был застрелен
гнедой…», что и вынудило князя, по мнению
книжника, «обратиться в бегство».
Бой в городе, лесу
Вначале города и крепости захватывались путём
длительной осады («облежания») или когда воины
внезапно врывались в незапертые ворота
(«изъезд»). Как отмечают историки, длительное
время битвы за город или крепость имели
второстепенное значение, поскольку сражения
велись в основном в открытом поле. Согласно
наблюдениям А.Н. Кирпичникова, лишь пятая часть
зафиксированных летописями боёв домонгольской
Руси (1060—1237 гг.) велась за города. Ведь только
заметно уступая противнику в силе, тот или иной
воевода «запирался» в городе и обрекал тем себя
на пассивную оборону.
Взятие города или крепости, даже
особенно важных для обороняющейся стороны,
далеко не всегда приносило общий успех
в войне. Особенно во времена, когда на Руси не
умели штурмовать укреплённые поселения. Эти
укреплённые центры часто превращались в ловушку
для осаждённых, лишали их свободы маневра.
Никоновская летопись за 1159 г. излагает совет
киевского тысяцкого Жирослава Андреевича
тогдашнему великому князю Ростиславу
Михайловичу, которого «начал князь Изяслав
Давидович одолевать: "Господине княже! Беги из
града (Киева), да свободен будешь; но если будешь
сидеть внутри града, будь готов попасть в плен к
ратным; если же вне града будешь, на коне ездя с
дружиною своею, уподобишься льву страшному,
дружина же твоя как медведи и волки, или как
уподобишься орлу летающу подо облаками, тогда
дружина же твоя как ястребы, и никто не сможет
тогда одолеть тебя”». Отсюда легко заключить,
что «сидение» сковывало обороняющихся,
приводило к потере ими инициативы. Ростислав
послушался совета, взял семью и бежал к
Белгороду, «вошёл в Белгород и затворился».
Всё это вовсе не умаляет значения укреплённых
городов и крепостей как опорных пунктов войск во
время войн, особенно затяжных. Ведь сидя за
валами и стенами городов и крепостей, князья и
воеводы могли надеяться на подход подкрепления,
изменение военной обстановки. Запершись в
городе, можно было искать союзников, пытаться
путём переговоров с осаждавшими изменить ход
войны.
Летописи неоднократно описывают сражения,
происходившие в городах и крепостях. Особенно
богатый материал предоставляет
Галицко-Волынский свод. Приведу лишь один,
достаточно красноречивый пример из этого
источника. После того, как Мстислав Удатный
одолел в 1220 г. венгерское войско бана Фильния,
он «пошёл к Галичу. Бились же они за врата
градные, и взбежали (венгры) на комары (закомары,
здесь в значении «на крышу». — Авт.)
церковные; иные же уже поднялись на канатах, а
фарей (коней) их захватили. Было укрепление
создано на церкви. Они же, стреляя в горожан и
камни бросая на них, изнемогали от жажды, там не
было воды; …и приехал Мстислав, и сдались ему
венгры, и сведены были они с церкви».
Русским воинам приходилось вести сражения в
лесу, на болотах и прочих неудобных местах. В
лесистой местности предпочитали сражаться
ятвяги, не умевшие биться в регулярном строю и не
выдерживавшие ударов регулярного войска. В
1252 г. Даниил ворвался в Ятвяжскую землю,
стремясь наказать местных князьков за ущерб,
нанесённый ими северо-западным окраинам
Волынской земли. Один из ятвяжских
предводителей, Стекинт, укрепился в лесу. Сын
Даниила Лев, «увидев, как Стекинт в лесу
укрепился и с ним ятвяги, устремился на них,
собрал людей и пришёл к осеку (дерево-земляное
временное укрепление. — Авт.). Ятвяги же
выбежали на них из осека… Тогда Лев один сошёл с
коня и бился с ними крепко».
Сражаясь в лесу или на болоте, вообще в
теснинах, русские воины, подобно тому, как
поступил Лев Данилович в приведённом выше
отрывке, обычно спешивались. В пешем строю
дрались и дружинники, и воеводы, и князья. В
продолжении рассказа о битве Льва со Стекинтом
повествуется, как на помощь Стекинту устремился
другой ятвяжский витязь Малий: «Лев же вонзил
сулицу (метательное копьё, дротик) свою в щит его
и не мог тот закрыться; Лев Стекинта мечом убил и
брата его пронзил мечом; они же (ятвяги) погибали,
а он гнался за ними пеший».
Как видим, бой в лесу или ином стеснённом
пространстве требовал от военачальников
изменения и тактики, и приёмов ведения сражения.
Так, в ближнем бою князь Лев спешился и
использовал сулицу вместо копья, ибо в лесной
чаще копьём было не размахнуться.
Лагерь, стан
Речь пойдёт о временных укреплениях, которые
возводили и русские воины, и многие их
противники. Такие лагеря, устраивавшиеся в лесу,
летописцы обыкновенно называли «осеками» либо
«острогами». Укрепления же другого типа
именовали «городом». В последующем рассказе
использованы свидетельства источников ХIII в.
Трудно сказать, почему их меньше в летописях
предыдущего, ХII в.
Классическим примером строительства
укреплённого лагеря во время сражения может
служить повествование Лаврентьевской летописи о
битве русских с монголами на Калке в 1223 г.
Тогда киевский князь Мстислав Романович, ввиду
разногласий с Мстиславом Мстиславичем Галицким
и поддержавшими того князьями, не принял участия
в скоротечной битве, принесшей поражение русским
полкам. После битвы Мстислав Романович, «видев
сие зло, не двинулся никак с места, а встал на горе
над рекой Калкой. Было то место каменистым, и
здесь устроили город с кольём и бились с ними
(монголами) из града…». Однако ввиду
предательства бродников, перебежавших на
сторону монголов, Мстислав Мстиславич и бывшие с
ним князья, в частности Мстислав Черниговский,
сдали лагерь врагу и были зверски убиты.
Через двадцать с лишним лет случился
набег литовцев на Волынь: «Воевала литва около
Мелницы, Лековни (крепости на северо-западном
рубеже Галицко-Волынского княжества),
великий плен взяла». Даниил и Василько
Романовичи гнали их вплоть до Пинска, «они же
(литовцы) перед ними встали, осеклись в лесу», т.е.
выстроили временное укрепление. Но, узнав о
приближении войска Романовичей, литовцы «вышли
из станов своих» и бежали. Русские их догнали,
нанесли урон в живой силе и отняли полон. А их
предводитель Лонгвен, будучи раненым, сумел
удрать. Нетрудно сделать вывод о том, что
устроенный литовцами «осек» был ненадёжным
укрытием и, вероятно, не мог выдержать штурма
галицких и волынских ратников. Поэтому литовцы и
оставили этот «осек», но не успели добраться до
своей земли.
Как уже говорилось, литовцы и ятвяги не
осмеливались обычно встречаться в сражении с
русскими воинами в поле. Для этого они были плохо
вооружены и недостаточно организованны. Поэтому
они предпочитали биться в лесистой местности. Но
«осеки» в лесу строили не одни ятвяги и литовцы.
Это приходилось делать в борьбе с ними и русским,
и полякам.
В 1248 или 1249 г. Романовичи в союзе с мазовецким
князем Земовитом вошли в Ятвяжскую землю.
Летописец замечает, что «поляки острожились (т.е.
мазовшане построили острог, временное
укрепление в лесу. — Авт.); напали ночью
(ятвяги) на поляков, а русь не острожилась. Поляки
мужественно боролись, и сулицами метали и
головнями, словно молнии сверкали, и каменье как
дождь с небес лились». Князь Земовит попросил у
русских прислать ему стрельцов, поскольку ятвяги
«острог проломить хотели… Когда пришли (русские)
стрельцы, они многих ранили и многих убили
стрелами, и отогнали их от острога…».
Источник нарисовал яркую картину обороны
временного укрепления, созданного польскими
воинами в лесу, — острога. Из текста следует,
что нападавшие подошли вплотную к стенам
сооружения, поскольку оборонявшиеся
использовали оружие ближнего боя — сулицы
(метательные копья) и зажжённые головни. Слова
летописца «проломити острогъ» свидетельствуют о
том, что он был построен из стволов и веток
деревьев.
Во время татарского похода в Польшу в 1280 г.
подчинённые ханам галицкие и волынские князья
были вынуждены пойти вместе с ними («неволею
татарьскою»). Во время пребывания в Сандомирской
земле, согласно рассказу галицкого книжника,
волынский князь Владимир Василькович узнал, что
стоит «осек в лесу полон людей и товара, трудно
взятъ его какой бы то ни было ратью, ибо крепок
был очень». Владимир послал к «осеку» своих
воевод с ратниками, и «бились с ними поляки
крепко, едва смогли (русские) его взять великим
потом, и получили в нём множество людей и товара».
Можно думать, что в том «осеке» укрывали своё
добро многие люди, узнавшие о вражеском
нашествии.
Выше речь шла о том, как в 1220 г. войско
Мстислава Удатного неожиданно для сидевших там
венгров ворвалось в Галич. Венгры из
находившегося в городе гарнизона взобрались на
крышу церкви и устроили там «град», т.е.
укрепление. Но сдались приехавшему в город
Мстиславу. Аналогичный случай произошёл в
1251 г. Тогда враг Романовичей,
новгород-северский князь Изяслав Владимирович в
отсутствие Даниила Романовича внезапно захватил
Галич. Даниил послал на него сына Романа. «И
внезапно напали (воины Романа) на них, он же
(Изяслав) не смог куда убежать, и взбежал на
комары церковные, куда беззаконные венгры
взбегали было», — с удовольствием вспомнил
галицкий книжник. Роман спокойно стоял возле
церкви три дня, на четвёртый Изяслав спустился с
церкви, «князь же привёл его к отцу своему». В
обоих случаях убежище на верху храма оказалось
совсем ненадёжным, и прибегнуть к нему можно было
разве что от безысходности и отчаяния.
Военные хитрости
В ходе сражений стороны неоднократно прибегали
к различным ухищрениям и усовершенствованиям
своего вооружения. Яркий пример последнего
содержит рассказ Киевского свода о битве у Киева
в 1151 г. между войсками Изяслава Мстиславича и
Юрия Долгорукого, которая велась и на суше, и на
Днепре. Чёлны Юрия «не смогли ничего сделать
против Киева. Ибо устроил Изяслав ладьи дивно:
были в них гребцы невидимы, только весла видены,
…потому что ладьи были покрыты досками, и бойцы
стояли наверху в бронях и стреляли, а кормчих
двое было, один на носу, а другой на корме, куда
хотят, туда идут, не поворачивая ладей». Перед
нами — поразительное для Средневековья
свидетельство удивительной смекалки русских
воинов, соорудивших целую эскадру из
бронированных судов и предусмотревших опасность
разворота ладей на реке ввиду близости берегов,
на которых находились приведённые Юрием
половецкие лучники.
Отвлекающий манёвр предпринял Даниил
Романович весной 1238 г., когда решил отвоевать у
добжиньских рыцарей волынский город Дорогичин.
Летописец рассказывает, будто бы мысль о походе
на рыцарей возникла у князя спонтанно и внезапно:
«С наступлением весны решили (Даниил и Василько
Романовичи) пойти на ятвягов и пришли к Берестью;
но реки наводнились, и они не смогли пойти на
ятвягов. Даниил рек: "Нехорошо, что нашу отчину
держат крестоносцы…”», после чего
стремительным маршем подошёл к Дорогичину и взял
его штурмом. По моему убеждению, князь прибегнул
к военной хитрости, демонстративно обозначив
поход против ятвягов, а в действительности с
самого начала замыслив удар по Дорогичину,
откуда до Берестья было намного ближе, чем от
Галича.
Нанесение урона врагу
Почти беспрерывные межкняжеские стычки,
вторжения половцев и, конечно же, войны с
внешними врагами раздирали и ослабляли Русь. Во
время нескончаемых военных действий гибли
многие тысячи людей, пылали города и сёла,
уничтожались производительные силы страны.
Поэтически-горький образ родной земли, гибнущей
от княжеских усобиц, создан в немногих
выразительных строках «Слова о полку Игореве»:
«Тогда, при Олеге Гориславиче (старший сын
Святослава Ярославича, потерявший в 1077 г.
черниговский стол и наводивший на Русь в борьбе с
другими князьями половецкие орды. — Авт.) /
засевалось и прорастало усобицами, / погибало
достояние Даждьбожьего внука (в языческом
мировоззрении древние русичи считались детьми и
внуками мифического бога Солнца — Дажьбога. — Авт.);
/ в княжеских крамолах сокращались жизни людские.
/ Тогда по Русской земле редко пахари
покрикивали, / но часто вороны граяли, / трупы
между собой деля,/а галки свою речь говорили, /
собираясь полететь на добычу».
Несколько позднее времени создания «Слова», в
1197 г., ростово-суздальский государь Всеволод
Юрьевич в ответ на жалобу Рюрика Ростиславича
Киевского на Ольговичей напал на
Чернигово-Северское княжество: «Князь же великий
Всеволод вошёл в землю их, захватил города
вятичские, и землю их опустошил. Ольговичи же, не
имея возможности встать против него, послали к
нему, кланяясь и прося у него мира», который им
Всеволод благосклонно и дал (Воскресенская
летопись).
Этот образ «пустей», т.е. разграбленной и
сожжённой, земли горьким рефреном проходит и по
Воскресенской и по другим летописям, прежде
всего Киевской ХII в. и Галицко-Волынской ХIII,
наиболее подробно описывающей события в
Галицко-Волынской Руси. Таков был главный итог
войн и военных действий вообще. Пройдёт более
полувека, и в 1252 г. «Даниил король повелел
воевать землю Ятвяжскую, …она же и поныне пуста
стоит».
Галицкий летописец в рассказе о
военных действиях войска Даниила Романовича
против беспокойных северо-западных соседей
ятвягов зимой 1254/55 г. рассказал о его вторжении
в их землю следующим образом: «Наутро же (воины
Даниила) пошли, пленяюще и жгуще землю их…» По
моим наблюдениям, в подобных случаях галицкие и
волынские книжники чаще используют более
нейтральный термин «пленить», например, около
1222 г.: «Попленено было около Белза и около
Червена Даниилом и Васильком, и вся земля
попленена была; боярин боярина пленял, смерд
смерда, град града, так что не осталось ни единого
села не плененного…»
В соперничестве с тестем, галицким князем
Мстиславом Удатным, и его союзником, князем
Александром Белзским, «Даниил же князь воевал
вместе с поляками землю Галицкую и около (города)
Любачева, и пленили всю землю Белзскую и
Червенскую, …Василько же князь много пленных
взял, а также табуны коней и кобыл».
В 1241 г. Даниил Романович решил наказать
«болоховских князей (бояр, совместно управлявших
Болоховской землёй и не желавших подчиняться его
власти. — Авт.)» за пособничество
монголо-татарам. Воевода Даниила Кирилл «пленил
землю Болоховскую и пожёг, оставили ведь их (в
безопасности) татары, пусть для них сеют пшеницу
и просо; Даниил же против них (болоховцев) большую
вражду держал, ибо на татар они надежду имели»
(Галицко-Волынская летопись).
Достаточно нейтральным термином «взять»
пользуются для обозначения грабежа и разорения
соседей галицкий и другие летописцы ХIII в. В
1236 г., во время межусобной войны Даниила
Романовича с черниговским князем Михаилом
Всеволодичем и его вассалом Изяславом
Владимировичем «возвели было на Даниила Михаил и
Изяслав поляков и русь (отряды враждебных
Даниилу бояр. — Авт.), и половец множество…
Половцы же пришли в землю Галицкую, не захотели
идти на Даниила; взяв всю землю Галицкую,
воротились» (Галицко-Волынская летопись).
Русские князья, дети своего времени, без
зазрения совести грабили и жгли русские же земли,
часто свои или те, которые недавно принадлежали
им. При этом они охотно пользовались помощью
извечных врагов Руси — половцев. Показателен в
этом отношении пример далеко не худшего из них —
Даниила Романовича, который в борьбе с
конкурентами за Галицкую землю неоднократно
разорял её. Полный текст материала скачивайте по ссылке вверху страницы.
|