Цель - показать возможные пути реализации
проблемного подхода в обучении географии. Особое
внимание при этом уделено созданию системы
проблемных заданий по теме, способам включения
их в урок, организации познавательной
деятельности учащихся на их основе. Для их
выполнения привлекаются различные источники
географических знаний – учебник, атлас,
статистический материал, научно-популярная
литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ. Наряду с традиционными
проблемными заданиями приводятся примеры таких
учебных проблем, которые построены на материале,
близком учащимся, значимом для них. Их решение
требует не только ознакомления практических
действий, результаты которых могут быть
использованы в классе, школе,
научно-практической деятельности и др. Наряду с
уроками, на которых решению проблемы отводится
лишь часть учебного времени, показаны
возможности осуществления проблемного подхода к
изучению всей темы в целом. В этом случае
формулируется основная проблема ко всей теме,
затем она подразделяется на ряд частных проблем,
которые решаются на отдельных уроках по изучению
этой темы. Решение каждой частной проблемы
представляет собой определённый шаг в решении
основной проблемы.
Тема, класс |
Проблемные вопросы и
задания |
Место постановки в учебном
процессе |
Деятельность учащихся |
Литосфера 6 класс |
1. Как можно объяснить многообразие
горных пород и минералов? |
В процессе изучения темы "Породы,
слагающие земную кору”. Учитель организует
работу учащихся с образцами горных пород и
минералов, подводит к самостоятельному выводу и
формулирует перед ними проблему |
1. На основе работы с минералами и
горными породами приходят к выводу о
разнообразии горных пород и минералов. 2.
Осознают поставленный вопрос.
3. Под руководством учителя ищут причины,
объясняющие многообразие горных пород,
усваивают приём их классификации |
2.Каковы причины разнообразия залегания
горных пород? |
Перед изучением темы "Движения земной
коры”. Учитель организует работу учащихся с
картинами, фотографиями и подводит их к выводу о
разнообразии залегания горных пород.
Формулирует проблему |
Целенаправленное восприятие нового
материала. Решение основного и частных вопросов
темы.
Осознание причин и следствий изучаемых явлений |
|