Логическая задача 1
Сгруппируй страны по разным основаниям.
[Режим работы: учитель – ученики]
«Группировка»
Состав действий:
- Выделить основание.
- Подобрать однопорядковые понятия в каждую группу.
Страны: Россия, Чад, Монголия, Япония, Люксембург, Куба, Китай, США, Норвегия, Филиппины, Индия, Италия, Андорра, Индонезия.
Основание |
Крупнейшие |
Средние |
Небольшие |
Микро-государства |
По величине территории |
Россия, Китай, США, Индия |
Монголия, Чад, Индонезия, |
Норвегия, Куба, Япония, Италия, Филиппины |
Люксембург, Андорра |
Основание |
Крупнейшие |
Средние (от 10-100 млн. чел.) |
Небольшие(от 1-10 млн. чел.) |
Микро-государства |
По численности населения |
Китай, Индия, США, Индонезия, Россия, Япония |
Куба, Италия, Филиппины |
Чад, Монголия, Норвегия |
Люксембург, Андорра |
Основание |
Имеют выход к морю |
Не имеют выход к морю |
подгруппы |
страны |
По отношению к морю |
приморские |
Россия, Китай, США |
Чад, Монголия, Люксембург |
полуостровные |
Норвегия, Индия, Италия |
островные |
Куба |
страны-архипелаги |
Япония, Филиппины, Индонезия |
Логическая задача 2 Систематизируй понятия:
ключевые, Кувейт, Франция, страны, Италия, «Большая семёрка», Тайвань,
Япония, Австралия, развивающиеся, ЮАР, НИС, Сингапур, развитые,
Эфиопия, Мексика, внеевропейские, Индия, отстающие в своём развитии,
Чад, Нигер, нефтеэкспортирующие, Ливия.
[Режим работы: учитель – ученики]
«Систематизация»
Состав действий:
- Сгруппировать однопорядковые понятия, выделив основание.
- Определить родовое понятие.
- Определить видовые понятия.
- Расположить их в логической иерархии.
Страны |
развитые |
«Большая семёрка» |
Франция, Италия, Япония |
внеевропейские |
Австралия, ЮАР |
развивающиеся |
ключевые |
Мексика, Индия |
НИС |
Тайвань, Сингапур |
отстающие в своём развитии |
Эфиопия, Чад, Нигер |
нефтеэкспортирующие |
Кувейт, Ливия |
Логическая задача 3
Построй причинно-следственную связь.
[Режим работы: учитель – ученики]
«Построение причинно-следственной связи»
Состав действий:
- Определить, что дано – причина или следствие.
- Определить характер связи.
- Подобрать причину, если дано следствие, или следствие, если дана причина.
(Уровень экономического развития страны определяет её тип и подтип.)
А)
Причина |
Следствие |
- Высокий уровень социально-экономического развития,
- лидер мирового хозяйства,
- бывшие доминионы Великобритании
|
- Развитые страны
- внеевропейские страны
|
Б)
(Уровень экономического развития страны определяет её тип и подтип.)
Причина |
Следствие |
- Невысокий уровень социально-экономического развития
- лидеры по добыче и экспорту нефти
- велико влияние лидера страны
|
- Развивающиеся страны
- нефтеэкспортирующие страны
|
Логическая задача 4
Сравни НИС и ключевые страны.
[Режим работы: учитель – ученики]
«Сравнение»
Состав действий:
- Подобрать предметы для сравнения.
- Установить у них общие признаки.
- Выделить у предметов основание для сравнения (один из признаков).
- Сопоставить предметы по данному основанию.
- Установить сходство или различие между ними.
- Сформулировать вывод.
Основание |
Страны |
НИС |
Ключевые |
Сходство |
- тип страны
- принадлежность к лидерам мирового хоз-ва
|
- развивающиеся
- входят в десятку лидеров
|
Различие |
- ВВП
- структура хозяйства
- периодразвития
|
- относительно высокий вразвивающемся мире
- высокая доля сектора обслуживания
- быстрый (резкий скачок)
|
- невысокий
- высокая доля сектора промышленного произ-ва
- длительный
|
Вывод: НИС и ключевые страны
- схожи по: типу страны, принадлежности к лидерам мирового хоз-ва,
- различны по: ВВП, структуре хозяйства, периоду развития.
|