Мы не в первый раз говорим о трении. И
правда, как можно было, рассказывая о движении, обойтись без упоминания о
трении? Почти любое движение окружающих нас тел сопровождается трением.
Останавливается автомобиль, у которого водитель выключил мотор,
останавливается после многих колебаний маятник, медленно погружается в
банку с подсолнечным маслом брошенный туда маленький металлический
шарик. Что заставляет тела, движущиеся по поверхности, останавливаться, в
чем причина медленного падения шарика в масле? Мы отвечаем: это силы
трения, возникающие при движении одних тел вдоль поверхности других.
Но силы трения возникают не только при движении.
Вам, наверное, приходилось передвигать
мебель в комнате. Вы знаете, как трудно сдвинуть с места тяжелый шкаф.
Сила, противодействующая этому усилию, называется силой трения покоя.
Силы трения возникают и когда мы двигаем
предмет, и когда мы катим его. Это два несколько отличных физических
явления. Поэтому различают трение скольжения и трение качения. Трение
качения в десятки раз меньше трения скольжения.
Конечно, в некоторых случаях и скольжение
происходит с большой легкостью. Санки легко скользят по снегу, а коньки
по льду - и еще легче.
От каких же причин зависят силы трения?
Сила трения между твердыми телами мало
зависит от скорости движения и пропорциональна весу тела. Если вес тела
возрастет вдвое, то сдвинуть его с места и тащить будет вдвое труднее.
Мы выразились не вполне точно, важен не столько вес, сколько сила,
прижимающая тело к поверхности. Если тело легкое, но мы крепко надавили
на него рукой, то, конечно, это скажется на силе трения. Если обозначить
силу, прижимающую тело к поверхности (большей частью это вес), через Р,
то для силы трения Fтp будет справедлива такая простая формула:
Fтp = kP.
А как же учитываются свойства поверхностей?
Ведь хорошо известно, что одни и те же сани на тех же полозьях скользят
совсем по-разному, смотря по тому, обиты полозья железом или нет. Эти
свойства учитываются коэффициентом пропорциональности k. Он называется коэффициентом трения.
Коэффициент трения металла по дереву равен 1/2. Сдвинуть лежащую на деревянном гладком столе металлическую плиту массой в 2 кг удастся лишь силой в 1 кгс.
А вот коэффициент трения стали по льду
равен всего лишь 0,027. Ту же плиту, лежащую на льду, удастся сдвинуть
силой, равной всего лишь 0,054 кгс.
Одна из ранних попыток снизить коэффициент
трения скольжения изображена на фрагменте росписи в египетской гробнице,
датируемом приблизительно 1650 г. до н. э. (рис. 6.1). Раб льет масло
под полозья саней, везущих большую статую.
Рис. 6.1
Площадь поверхности не входит в приведенную
формулу: сила трения не зависит от площади поверхности соприкосновения
трущихся тел. Нужна одинаковая сила, чтобы сдвинуть с места или тащить с
неизменной скоростью широкий лист стали весом в килограмм и
килограммовую гирю, опирающуюся на поверхность лишь малой площадью.
И еще одно замечание о силах трения при
скольжении. Сдвинуть тело с места несколько труднее, чем тащить: сила
трения, преодолеваемая в первое мгновение движения (трение покоя),
больше последующих значений силы трения на 20-30%.
Что можно сказать о силе трения при
качении, например для колеса? Как и трение скольжения, она тем больше,
чем больше сила, прижимающая колесо к поверхности. Кроме того, сила
трения качения обратно пропорциональна радиусу колеса. Это и понятно:
чем больше колесо, тем меньшее значение имеют для него неровности
поверхности, по которой оно катится.
Если сравнивать силы, которые приходится
преодолевать, заставляя тело скользить и катиться, то разница получается
очень внушительная. Например, чтобы тянуть по асфальту стальную
болванку массой в 1 т, нужно приложить силу в 200 кгс - на это способны
лишь атлеты. А катить на тележке эту же болванку сможет и ребёнок, для
этого нужна сила не более 10 кгс.
Немудрено, что трение качения "победило" трение скольжения. Недаром человечество уже очень давно перешло на колесный транспорт.
Замена полозьев колесами еще не есть полная
победа над трением скольжения. Ведь колесо надо насадить на ось. На
первый взгляд невозможно избежать трения осей о подшипники. Так думали
на протяжении веков и старались уменьшить трение скольжении в
подшипниках лишь различными смазками. Услуги, оказываемые смазкой,
немалые - трение скольжения уменьшается в 8-10 раз. Но даже и при смазке
трение скольжения в очень многих случаях столь значительно,; что
обходится чрезмерно дорого. В конце прошлого века это обстоятельство
сильно тормозило техническое развитие. Тогда и возникла замечательная
идея заменить в подшипниках трение скольжения трением качения. Эту
замену осуществляет шариковый подшипник. Между осью и втулкой поместили
шарики. При вращении колеса шарики покатились по втулке, а ось - по
:шарикам. На рис. 6.2 показано устройство этого механизма. Таким
способом, трение скольжения было заменено трением качения. Силы трения
уменьшились при этом в десятки раз.
Рис. 6.2
Роль подшипников качения в современной
технике трудно переоценить. Их делают с шариками цилиндрическими
роликами, с коническими роликами. Такими подшипниками снабжены все
машины, большие и малые. Существуют шариковые подшипники размером в
миллиметр; некоторые подшипники для больших машин весят более тонны.
Шарики для подшипников (вы их видели, конечно, в витринах специальных
магазинов) производят самых различных диаметров - от долей миллиметра до
нескольких сантиметров. |