Около 2000 лет назад в Древнем Риме была написана оригинальная поэма «О
природе вещей». Её автором был римский поэт Лукреций Кар. Звучными
стихами рассказал Лукреций о взглядах девнегреческого философа Демокрита
на мир, об его учении о невидимых частичках, из которых построен весь
наш мир. Вот как излагал сущность взглядов древнегреческих
ученых-атомистов Лукреций в своей поэме:
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами.
...
На морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
...
Так как есть предельная некая точка
Тела того, что уже недоступно для нашего чувства.
То, несомненно, она совсем неделима на части,
Будучи меньше всего по природе своей.
Наблюдая различные явления, Демокрит пытался дать им объяснение.
Вот, например, вода. При сильном нагревании она превращается в невидимый
пар и улетучивается. Как это можно объяснить? Ясно, что такое свойство
воды связано каким-то образом с ее внутренним строением. Или почему,
например, мы ощущаем запахи различных цветов на далеком расстоянии?
азмышляя над подобными вопросами, Демокрит пришел к убеждению, что
тела только кажутся нам сплошными, на самом деле они состоят из
мельчайших частиц. У различных тел эти частицы различны по своей форме,
но они настолько малы, что увидеть их невозможно. Поэтому-то любое тело и
кажется нам сплошным. Предположение, что все тела в мире: и земля, и
животные, и растения, и воздух, и вода, и водяной пар, и сам человек
построены из невидимых частиц, очень просто объясняло ранее непонятные
явления природы. В самом деле, если вода не является сплошным телом, а состоит из
«водяных» частиц, то не представляет особого труда объяснить ее
превращение в пар. Когда вода превращается в пар, это означает, что её
частицы отрываются и улетают в воздух, уже не соединяясь друг с другом,
как это было в воде. Так же легко можно объяснить и то, почему мы
ощущаем запахи различных цветов. От душистых веществ, находящихся в
цветах, отрываются и разлетаются в воздухе отдельные невидимые частички.
Эти частички вызывают ощущение запаха.
К мысли о таком строении окружающих тел Демокрит приходил и другим
путем. Размышляя над вопросом, что будет, если мы начнем делить
какое-либо вещество, скажем ту же воду, на все более мелкие части, он
невольно задумывался над тем, можем ли мы продолжать деление
беспредельно.
Нет, отвечал философ, если делить воду достаточно долго на все
более и более мелкие капельки, то мы получим наконец такие частички
воды, которые дальше уже делить будет нельзя. Демокрит назвал эти
мельчайшие, неделимые далее частички, из которых состоят вода и все
другие тела, атомами, что по-гречески означает «неделимые». Вот как
сформулировал он свое учение об атомах: «Ничто не существует, кроме
атомов и пустого пространства. Все прочее есть мнение. Сладкое
существует только во мнении, во мнении существует тепло, холод, цвета...
Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме. Различие всех
предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме».
|