В настоящее время в условиях современной школы методика
обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей
образования, разработкой Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.
Основной целю работы школы является: успешность и здоровьесбережение подрастающего поколения.
Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть
активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе,
компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает
острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной
компетентностью.
Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и
учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше
образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в
которой роль учителя отличается тем, что:
- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания
самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора
познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е.
планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые
результаты.
Но основной формой работы учителя по-прежнему остаётся урок.
Современные образовательные технологии ориентированы на
индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного
процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и
уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Однако внедрение современных образовательных и
информационных технологий не означает, что они полностью заменят
традиционную методику преподавания, а будут являться её составной
частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов,
методических приемов, форм организации учебной деятельности,
основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые
результаты.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает
возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться
высоких результатов обученности учащихся.
Современная система образования предоставляет учителю возможность
выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому
взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока
необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для
чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Назову несколько технологий, способных сделать урок современным.
Такими технологиями являются:
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация
активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в
результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,
навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание
сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже
продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной технологии дает возможность развивать
индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания,
глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения,
что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения
индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это
помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность
сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а
контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,
формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков
(УУД).
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей
деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том,
чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от
тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять
психолого-педагогические диагностики личности.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного
учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в
обучении.
Но полностью современным урок становится только при умелом сочетании (наложении) с вышеперечисленными методиками и технологиями Информационно-коммуникационных технологий,
которые неизбежно обогащают содержание образования, позволяют сделать
урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего
поколения.
При этом нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существуют взаимопонимания.
Для организации современного урока необходимо помнить о том что,
во-первых, жизнь идёт вперёд, меняется обстановка; во-вторых, меняется
отношение к ученику, большое внимание уделяется психологическим
аспектам учения, формам занятий; в-третьих, развивается материальная
база школ, компьютерные средства обучения; в-четвёртых, компьютеры и
интернет отрыли новые возможности.
Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде
теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике,
использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной
деятельности.
Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся
приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и
отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием
развития личности.
Глобальные изменения, происходящие в настоящее время вызывают
необходимость использовать на уроках ИКТ как средства организующие
учебную деятельность ученика и способствующие его адаптации в
сегодняшней жизни.
Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий
в учебном процессе заключена в способствовании максимального развития
способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:
формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного
фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной
деятельности, способствование творческому развитию личности и верному
выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей,
потребностей и возможностей человека.
Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от
классической. Поэтому учителю приходится разрабатывать новые
структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к урокам.
Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности
предъявления разного типа информации. При дидактически правильном
подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их
мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание,
развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных
физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль
качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и
личностно-ориентированного обучения.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Использование компьютера на уроках дополняет учебный
процесс, является неотъемлемой его частью, повышает активность
учащихся, развивает их способности, побуждает к получению знаний,
расширяет кругозор, повышает качество образования.
Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без
использования на уроке компьютера, который не дает учителю забывать о
том, что физика-наука экспериментальная и изучение физики трудно
представить без лабораторных работ.
На помощь учителю приходит компьютер, который позволяет проводить
более сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему
усмотрению изменить исходные параметры опытов, наблюдать, как
изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать
соответствующие выводы.
Изучение устройства и принципа действия различных физических
приборов - неотъемлемая часть современного урока физики. Обычно, изучая
тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип
действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся
испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов,
обеспечивающих работу данного прибора. В частности компьютерная
программа позволяет «собрать» прибор из отдельных деталей,
воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процесс, лежащий в
основе принципа его действия. При этом возможно многократное
«прокручивание» мультипликации.
Огромный выбор цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю
выбрать программное обеспечение для реализации любых образовательных
задач. Компьютерные программы по физике очень разнообразны: источники
дополнительной информации; демонстрации; тренажёры; виртуальные
лаборатории; мультимедийные и интерактивные приложения; цифровые
лаборатории "Архимед", «L-mikro» относящиеся к новому поколению
естественнонаучных лабораторий, возможности интернет-рессурсов
открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают
возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций,
лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной
самостоятельности, а также для творческого роста школьников и многое
другое.
У себя на уроках мы используем следующее программное обеспечение:
1. Репетитор по физике Кирилла и Мефодия.
Данный учебный материал представлен в виде тестов, поэтому данный
«Репетитор» можно использовать на уроках при закреплении и контроля
знаний учащихся.
2. Комплект электронных пособий по курсу физики (7-11 класс) из пяти дисков:
- Механика
- Молекулярная физика
- Электричество и магнетизм
- Оптика и атомная физика
- Задачи по физике
Этот комплект является самым объемным из мульимедийных курсов по
физике: вся школьная программа от механики до атомной физики.
Информация представлена в виде подробнейшего лекционного материала,
сопровождаемого динамическими иллюстрациями, физическими опытами и
контрольными заданиями. Электронный преподаватель подробно объясняет
учебный материал, сопровождая речь наглядными динамическими
иллюстрациями, выводит формулы, рисует графики, модели и схемы,
разбирает задачи, которых более 1000, отвечает на вопросы.
3. Мультимедийное пособие по физике «Библиотека наглядных пособий»
Содержит данный курс иллюстрации, видеофрагменты, анимации. Включены
справочные материалы, основные формулы по физике и математике, таблицы.
4. Демонстрационный эксперимент.
Основной упор делается на автоматизированные системы обработки и
представления экспериментальных данных разработанные и выпускаемые
лабораторией L-micro, куда входят комплекты: «механика», « молекулярная
физика и термодинамика», «электричество», «оптика». Естественнонаучная
лаборатория «Архимед» с набором датчиков по физике, химии и биологии.
В результате учитель получает дополнительные возможности для
поддержания и направления развития личности ученика, творческого поиска
и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших
вариантов учебных программ. Учитель становится основным поставщиком
предметных целей обучения с учётом неоднородности и значимости физики.
Информационно-коммуникационные технологии освобождают учителя от
изложения значительной части учебного материала и рутинных операций,
связанных с отработкой умений и навыков.
Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных
мультимедийных средств, сети Интернета на уроках оправдано, прежде
всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное
преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.
Однако надо учитывать, что большое разнообразие может пойти только
во вред, если учитель не будет учитывать особенности своей личной
технологии обучения, особенностей конкретного класса и отдельных
учеников.
В рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и
возможности информационно-коммуникационных технологий, важна система
их внедрения в обучение. Эту систему может и должен построить каждый
учитель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным
и деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно
отразится на качестве обучения.
Таким образом, под инновациями в образовании понимается процесс
совершенствования педагогических технологий, совокупности методов,
приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная
педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов
образовательной деятельности любого учебного заведения. И это
неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу
для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке
образовательных услуг, но и определяет направления профессионального
роста педагога, его творческого поиска, реально способствует
личностному росту воспитанников.
Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с
научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской
деятельностью воспитанников.
XXI век называют веком «электронного общества» и веком
информационной цивилизации. В нашем обществе произошли глобальные
изменения. Появился новый педагог с современными требованиями к
проведению урока, а вместе с ним и современный школьник, живущий в мире
высоких технологий, владеющий многими достижениями научно-технического
прогресса.
Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить.
Стандартный комбинированный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому
основная задача современного педагога правильно преподнести учебную
информацию
Многие педагоги, когда приходят на урок, то вспоминают
слова Л.Д.Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением!». Эти слова
успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку
сотрудничества, тогда и ученик и педагог становятся увлеченными
коллегами. Для того, чтобы оставаться сотрудниками и не растерять себя
как учитель, необходимо использовать полноценный современный урок на
деятельной основе и ориентированный на развитие личности школьника. |