Пятница, 22.11.2024, 03:34                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [91]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [31]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » БИОЛОГИЯ » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Внеклассное мероприятие по картине В.М. Васнецова «Ковер-самолет»
23.07.2012, 18:32

Задачи

  • Образовательные: познакомить учащихся с картиной известного русского художника; расширить знания об особенностях строения и образа жизни сов.

  • Развивающие: продолжить формировать умения учащихся анализировать художественные произведения с точки зрения биологии, экологии, астрономии; умения работать в группах и с источниками информации.

  • Воспитательные: воспитывать чувство гордости за наше Отечество.


Сова как душа животного. Деревянный медальон в виде сердечка у индейцев цимшиан (северо-западное побережье Северной Америки)

ХОД УРОКА

I. Настрой

Обсуждение понятия «ковер-самолет»

Восстанавливаем в памяти сказки, в которых фигурирует этот сказочный объект. Например, Стенька Разин привозит из Персии, помимо персидской княжны, редкого узорочья и красоты невиданной ковер-самолет (в некоторых вариантах – платок) и с его помощью легко переносится с Дона на Волгу и обратно.

Вывод. Ковер-самолет в народном творчестве – символ свободы перемещения в пространстве. Аналогия с птицами.

Учитель. Виктор Михайлович Васнецов в своей сказочной картине «Ковер-самолет», одной из трех, заказанных Саввой Ивановичем Мамонтовым для кабинета правления Донецкой железной дороги, выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий, как сказочная птица, ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой исходит неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих способностях молодого художника. Но кроме главного героя и его трофея на картине изображены также и другие птицы.

II. Постановка проблемного вопроса

Почему именно сов, кроме Жар-птицы, решил изобразить художник на своей картине?

III. Организация работы в группах

Группа 1. Астрономы

Должны определить, какое время суток изображено на картине. Авторы книги «Мастера живописи. Виктор Васнецов» считают, что это вечер: «Земля отходит ко сну». Согласны ли вы с такой точкой зрения? Попробуйте ее аргументированно опровергнуть, используя книги:

  • «Азбука звездного неба», с. 141 «Луна».

  • «Звездочеты древности», с. 26.

  • Учебник «Астрономия. 11 класс». §18 «Движение Луны».

Какая Луна изображена на картине: растущая или убывающая? В каком направлении летит ковер-самолет?

Группа 2. Фенологи

Должны определить, какое время года изображено на картине.

Группа 3. Зоологи

Должны определить:

А. Какой вид сов изображен на картине и почему художник выбрал именно этот вид.

Б. Какие особенности образа жизни и строения позволяют совам вести ночной образ жизни.

Источники информации:

  • Стерри П. Совы, Фауна мира. Птицы, с. 168;

  • Акимушкин И. Мир животных, с. 116;

  • «Жизнь животных», с. 295;

  • Брэм А.Э. «Жизнь животных», с. 137.

Группа 4. Фольклорная

Должны отыскать среди пословиц и поговорок о совах те, которые подходят к данной картине.

Источник информации:

  • Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга 1-я. Птицы, с. 407.

Группа 5. Мифологическая

Должны определить семантическое значение совы в данной картине.

Источник информации:

  • «Мифологический энциклопедический словарь», статья «Сова-символ»

IV. Подведение итогов работы групп

Группа 1. Астрономы

На картине изображен не вечер, как считают авторы книги «Мастера живописи. Виктор Васнецов», а раннее утро. Об этом свидетельствует расположение луны (месяца) над линией горизонта, его форма. Это стадия убывающей луны. В это время луна находится на востоке. Об этом свидетельствует и розоватая линия горизонта, и направление полета ковра-самоле-та – с юга на север (разумеется, Жар-птицы могут водиться только в теплых краях, а возвращаться домой Иван-царевич должен на север).

Вывод: на картине изображено раннее утро.

Группа 2. Фенологи

На картине, скорее всего, изображена поздняя осень. Об этом свидетельствует отсутствие листвы на деревьях, низкая облачность, характерная для осеннего ненастья, отсутствие кучевых облаков.
Косвенным доказательством осени может служить семья сов (одна взрослая птица и два птенца). Птенцы успели подрасти за лето, значит сейчас на дворе осень.

Вывод: на картине изображена поздняя осень.

Группа 3. Зоологи

А. На картине, судя по пестрому охристо-рыжему оперению и черному клюву, изображены болотные совы. Первоначально обитательница тундры, эта птица – космополит в полном смысле слова – в своих странствованиях посещает не только Европу, Азию и Северную Америку, но часто встречается и в Африке, и в Южной Америке. В России и близлежащих республиках распространена повсюду: от тундр до Средней Азии и от западной части до Приморья и Сахалина. На севере – она перелетная, на юге – оседлая. Держится в открытых местах, избегая лесов. Любимое место ее пребывания – болотистые, поросшие камышом местности. Питается мышами и другими грызунами, мелкими птицами, реже довольствуется насекомыми и лягушками. Охотится ночью, днем, обычно до полудня, и вечером. Способ охоты – рыскающий поисковый полет над травянистой местностью.
Для изображенного на картине пейзажа (болотистая местность) болотные совы являются характерными.
На картине изображены три птицы. Можно предположить, что это семья сов: мать и два птенца. Обычно совы охотятся в одиночку, но в данном случае, видимо, мать, летящая впереди и высматривающая возможную добычу, обучает потомство навыкам ночной охоты.

Б. Совы – ночные хищники. Отличные зрение и слух, бесшумность полета – необходимые условия для такого образа жизни. Зрение сов бинокулярное, стереоскопическое, благодаря тому, что глаза у этих птиц направлены в одну сторону и неподвижно закреплены в глазных впадинах. Глаза сов – с большими зрачками и сетчатой оболочкой, снабженной гораздо большим, чем у дневных птиц, количеством палочек (фоторецепторов, ответственных за ночное зрение), – также приспособлены к тому, чтобы видеть в условиях слабой освещенности. Ушные отверстия у сов очень большие и расположены асимметрично – одно выше другого, если смотреть на «лицо» совы спереди. Это усиливает способность птицы с точностью улавливать источник звука, направление и расстояние до него. Бесшумный полет сов обеспечивается благодаря особому строению перьев. Края маховых перьев у большинства птиц гладкие. У сов же все иначе. Ведущий конец маховых перьев вместе с наружной третью, а также замыкающей частью укреплены щетинистой каймой, которая обладает эффектом приглушения любого порыва воздуха. Кроме того, сама поверхность крыла довольно пушистая, что также способствует приглушению звука.

Вывод: на картине изображены болотные совы, летящие, так же как и ковер-самолет, бесшумно.

Группа 4. Фольклорная

Более всего созвучны картине следующие пословицы и поговорки:

– Знать сокола по полету, сову по подъему.

Противопоставление совы соколу. Уступая соколу в быстроте и скорости полета, сова взлетает и летит особым образом – бесшумно.

– Сова села сама. Знать сову по полету. Сова и по полету такова.

Бесшумность полета.

– Знать паву по перьям, сову – по полету.

Противопоставление павы (в нашем случае Жар-птицы) и совы. Жар-птица, хотя и красива, но в клетке и неподвижна, сова же неказиста, но летит.

– Что одному сова поет, другому – соловей.

Двусмысленность совы как символа.

Выводы:

1. Введение сов в картину подчеркивает бесшумность полета ковра-самолета.
2. Пословицы и поговорки чаще всего противопоставляют сову другим животным (птицам).

Группа 5. Мифологическая

Неудивительно, что сов часто можно встретить в мифах и суевериях. Совы в человеческом представлении снабжены мудрым проницательным взглядом (поскольку способны видеть ночью), рассудительны, задумчивы. Но их внешний вид, нелюдимость, необщительность, ночной образ жизни (светобоязнь), бесшумный полет и леденящие кровь крики привели к тому, что в народных поверьях образы сыча и совы часто приобретали негативную окраску. Поэтому сова – амбивалентный символ. Для одних культур она – символ мудрости, для других – воплощение злых духов или символ рока и предвестник смерти.

У американских индейцев сова – птица мудрости и пророчества. В предацтекской культуре Древней Мексики (Теотиуакан) богиня дождя изображалась в виде священной совы, но уже у ацтеков сова символизировала некое демоническое ночное существо и несла злые предзнаменования. У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели защитное символическое значение.

В Китае сова является, в какой-то степени, отрицательным подобием феникса и из-за больших неподвижных «демонических» глаз считается приносящей болезни. Такое отношение к совам усугубляется поверьем, будто молодые совы научаются летать только после того, как беспощадно выцарапывают глаза своим родителям. Поэтому в китайских легендах совы часто выступают как символ зла, преступлений, смерти, ужаса, с ними ассоциируются неблагодарные дети. На погребальных урнах сова символизирует смерть. Однако во времена династии Шан образ совы приобрел положительный смысл, о чем свидетельствуют многочисленные бронзовые статуэтки, относящиеся к тому времени.

В фольклоре средневековой Европы, например у кельтов, сова – «ночная ведьма», «трупная птица». В христианстве из-за того, что сова прячется в темноте и боится света, она стала символом сатаны – князя тьмы. Говорят, что сова обманывает других птиц, заманивая их в сети птицеловов, так же, как сатана обманывает людей. Вместе с тем сова, как символ одиночества, часто фигурирует в сценах, изображающих молящихся отшельников. Издревле считается, что сова наделена мудростью и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима. Есть у образа совы и другое значение – она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал собой ради спасения человечества: «Просветить сидящих во тьме и тени смертной...» (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.

О том, какую роль совы играли в греческой мифологии, свидетельствует, например, название домового сыча – Athene noctua, названного именем Афины. Эта богиня мудрости и справедливой войны всегда изображалась со своими зооморфическими атрибутами: совой и змеей. Гомер называет Афину «совоокой». Сова и змея охраняли дворец минотавра на Крите. Именно из древних Афин происходит ассоциация образа совы с мудростью. От афинской же традиции ведет свое происхождение и «мудрая сова» в европейских сказках и баснях, сова как эмблема мудрости, сидящая на стопке книг, и идиома «ученая сова» в отношении ученых, мигающих, подобно этим птицам, за толстыми стеклами очков.

Таким образом, введение В.М. Васнецовым в картину «Ковер-самолет» сов не поддается однозначному объяснению. С одной стороны, художник мог использовать Жар-птицу как символ Света в противопоставлении Тьме в облике сов, убегающих (улетающих) от света (один из приемов выделения центра композиции картины – противопоставление контрастов).

С другой стороны, введение сов в картину можно объяснить словами Бёклера (1688): «Совы вслед-ствие природы своей имеют исключительное значение прежде всего потому, что они ночью несут свою вахту, посему бдительным стражам и прочим надлежащим такой же классификации, уподоблены могут быть». То есть совы могли быть использованы как символ бдительных охранников, летящих впереди Ивана-царевича: они зорко посматривают по сторонам, ожидая возможного нападения врагов.

V. Подведение итогов

Ранним осенним утром Иван-царевич на бесшумном ковре-самолете возвращается домой с драгоценной добычей. Тишиной и покоем наполнена картина. В реке отражаются прибрежные кусты, и это отражение, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства. Восходящее солнце приветствует рассвет нового дня. Победитель, сопровождаемый мудрыми птицами, указующими ему путь, летит к новой жизни.

Заключительное слово учителя. Цикл из трех картин В.Васнецова – «Бой скифов со славянами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства» – должен был иносказательно, метафорически, представить историю обновляемого края. Первая характеризовала ранний период заселения его славянами, вторая олицетворяла быстрый прогресс края, уподобляя строящуюся Донецкую железную дорогу сказочному ковру-самолету, третья изображала несметные богатства земных недр. Прагматичные денежные тузы не приняли картины: сказка показалась им неуместной. «Ковер-самолет» приобрел Савва Иванович Мамонтов и повесил в столовой своего дома.
Уже в преклонном возрасте Виктор Васнецов вновь вернулся к дорогой для него теме. Теперь, когда самолеты стали реальностью, Иван-царевич – уже не победитель воздушного пространства, он сидит на ковре около своей суженой, отдаваясь свободному полету. Они плывут по утреннему небу на ковре-самолете, чуть грустные и утомленные. Очищается от утреннего тумана земля, открывается ее певучая неброская красота. В наши дни по небу плывет не чудо – мечта человека осуществилась.
Особая, лиричная, поэтическая интонация, славящая добро, истинное, непоказное, отличает вторую картину «Ковер-самолет».

Категория: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, открытый урок биологии, экология
Просмотров: 2707 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru