Перед проведением урока учащиеся
получают задание: придумать рассказ, сказку или
стихотворение о строении, жизнедеятельности и
поведении представителей типа Членистоногие,
нарисовать рисунок–зоошутку с использованием
черт строения различных видов представителей
данного типа. Учащиеся также должны повторить к
уроку материал по всей теме.
Класс разбивается на группы, каждая из
которых выбирает капитана. Капитаны разыгрывают
вопросы; вся группа готовит ответ, а отвечает
один ученик.
Примеры основных вопросов
Где обитает речной рак; каковы черты
приспособленности к среде обитания в его внешнем
строении, поведении, размножении?
Где обитает паук-крестовик, каковы
черты его приспособленности к среде обитания?
Каковы общие признаки клещей?
Расскажите о мерах борьбы с клещами –
возбудителями и переносчиками болезней человека
и культурных растений.
Где обитает майский жук, каковы
особенности его внешнего строения и поведения, в
чем выражается его приспособленность к среде
обитания?
Какова связь внешнего строения пчелы
и образа ее жизни? Расскажите о роли пчел в
природе и жизни человека.
Назовите
насекомых – переносчиков возбудителей
заболеваний человека и животных. Каковы меры
борьбы с ними?
Примеры дополнительных вопросов
(команды отвечают по приципу «Кто первый?»)
Черен, да не бык, шесть ног без копыт,
летит – воет, а сядет – землю роет. (Жук.)
Отворились двери без петелек,
забегали собачки бесхвостые. (Улей, пчелы.)
Висит сито, не руками свито. (Паутина.)
Кто трижды родится, прежде чем стать
взрослым? (Многие насекомые, например бабочки –
яйцо, гусеница, куколка, бабочка.)
Кто в лесу без топоров строит избу без
углов? (Муравьи.)
Задание каждой группе
Определить,
какому из перечисленных животных:
а) гусеница тутового шелкопряда
б) гусеница капустной белянки
в) личинка майского жука
г) саранча
д) муравьи
е) пчелы
принадлежит это «меню»:
1 – выделения тлей, мелкие насекомые,
сок растений, семена, грибы;
2 – нектар, пыльца;
3 – корни растений;
4 – зеленые части растений;
5 – листья шелковицы;
6 – надземные части растений семейства
Крестоцветные.
(а – 5; б – 6; в – 3; г – 4; д – 1; е – 2.)
Конкурс «Веселый художник» (команды
обмениваются приготовленными заранее рисунками)
В приведенном примере: определить,
представителям каких отрядов класса Насекомые
принадлежат части тела этого животного? (В
приведенном примере: бабочки,
перепончатокрылые.)
Конкурс «Литературный»
(Представитель от группы читает подготовленный
дома рассказ или сказку)
Однажды утром обсуждала царица
Природа со своим советником Ветром один вопрос.
– Посмотри, матушка Природа, сколько вокруг тебя
насекомых. Не думаешь ли ты, что они скоро все
заполонят? Надо что-то делать. Может, я унесу хоть
половину насекомых куда-нибудь?
– Да что ты! Мы ведь не проживем без них. Если ты
их унесешь, то все может пропасть.
– Так ли это? Неужели все-все насекомые важны?
– А вот послушай. Представь, что будет, если мы
уничтожим божью коровку. Она поедает тлей. А тли
– вредители садов. Если бы не было коровки, то тля
погубила бы все сады. Но и всех тлей уничтожать
нельзя, их сладким соком питаются муравьи.
Муравьи – лесные труженики. Роя ходы в своем
муравейнике, они рыхлят почву. Они поедают
гусениц. Это очень важно, ведь гусеницы – тоже
вредители. Но надо учесть, что из этих вечно
грызущих, неповоротливых гусениц появляются
красавицы бабочки. Ну, а излишек гусениц поедают
птицы – наши друзья. Бабочки, как и многие другие
насекомые, – украшение Земли. Своей красотой они
радуют глаз. А вот, например, два неприметных с
виду жучка: жук-могильщик и жук-навозник. Они,
закапывают в землю трупы и навоз. Это
жуки-санитары. Наездник уничтожает гусениц.
Очень важны пчелы и шмели. В первую очередь они
являются опылителями растений. Бабочки – тоже
опылители. – Но ведь
есть же и вредные насекомые, – перебил Природу
Ветер.
– Конечно. Но и без них мы не сможем прожить.
Многие насекомые вредят сельскому хозяйству.
Это, например, колорадский жук, саранча.
Насекомые портят одежду, мебель. Есть насекомые
– переносчики заболеваний. Это малярийный комар,
муха цеце и многие другие. С ними человек ведет
борьбу. Но не забывай, что этими вредителями
питаются многие полезные насекомые, а также
птицы. Теперь ты видишь, что всякое насекомое
по-своему полезно. И наша жизнь без них
невозможна.
– Да, ты права, — согласился Ветер.
Кроссворд
Составить кроссворд – перечень
представителей группы так, чтобы в их названиях,
расположенных одно под другим, содержались
буквы, образующие слово – название группы.
|