Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с
целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач –
историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие
ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.
Предварительная подготовка.
Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают
о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы,
лосьоны, оформляют композицию.
Ход мероприятия
Когда на сердце не спокойно станет,
Когда не в силах совладать собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
А.К. Целье.
Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными
растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.
Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи
человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность
трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы
предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В
коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные
растительные средства.
Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы
положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк,
сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав –
чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное
возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для
сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой,
валерьяной и их смесями.
Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая,
напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к
растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения
для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним
привыкнуть.
Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за
20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а
также лук, чеснок, черемша…
Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих
природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и
литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке,
например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт
Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано,
как и где они растут, чем полезны.
Так о пользе всем известной ромашки написано:
Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…
И далее:
…превосходно от печени лечит страдания,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…
И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.
Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом
Арнальдо де Вилланова (ХIV век):
Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют,
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее.
Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и
помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его
гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.
Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение,
своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна
из них.
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и
любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини,
уколовшейся о шип, стала алой.
Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали
использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже
есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».
Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные
зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей,
осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное
ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.
Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан –
страной роз («Гюль» означает «роза»).
Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине
(Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали
разводить при Петре I.
Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о
полезных свойствах розы и чая.
Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.
Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них
обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые
листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически
активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая
достигает 4%, обладает тонизирующим действием.
Ведущий 1: Что вы знаете о чае?
Викторина для зрителей.
- Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с
вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
- Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы,
успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды
(содержит витамин С).)
- В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию –
англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека –
1800 чашек. И еще Ирландия.)
- Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец,
будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось,
и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько
судов чая.)
Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати.
Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в
национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар. - Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь
в особых случаях: слишком он был дорог для них.)
Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили
информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!
Вопросы к зрителям:
- Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник,
ворожба, пупавки, солнешник.
- Какой цветок называют цветком влюбленных?
- До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)
Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?
Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта
поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели
из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца
ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как
лекарственное растение.
Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.
Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай
не зевай».
Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику
раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.
(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа,
земляника, орешник, морковь.)
Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки,
характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его»
растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном –
выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.
Задания:
- Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
- Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
- Кустарники (шиповник, орешник).
- Однолетние растения (томат).
- Покрытосеменные (все).
- Образующие корнеплод (морковь).
Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:
- Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбородые,
А последний пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)
Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.
- Сидит на палочке, в красной рубашечке.
Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)
Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам
расскажут учащиеся 7а класса.
Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».
Приглашаются по 1 человека от класса.
Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для
заваривания фиточая.
Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.
За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в
копилку команды.
Ведущий 2:
То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки.
То вешним днем зазеленели смородины листки.
А летом в садике тенистом её увижу я –
Наденет красное монисто смородина моя.
Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б
класс.
Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.
А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда».
Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды»,
другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.
Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.
«Плоды» |
|
«Слова-синонимы» |
1. Абрикос
2. Апельсин
3. Ананас
4. Инжир
5. Гранат
6. Помидор |
|
Армянское яблоко
Китайское яблоко
Сосновое яблоко
Фига
Карфагенское яблоко
Яблоко любви |
Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.
Слово жюри, награждение команд.
Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?
Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?
Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Ведущий 1:
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Ведущий 2:
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!
Всего хорошего! До новых встреч! |