При изучении этой темы за две недели до
урока я прошу каждого ученика подготовить
сообщение об одном из живых существ, предложив
обширный список интересных представителей
разных материков. При этом мы обговариваем
требования: сообщение должно быть кратким (1
альбомный лист письменного текста, 3 мин устного
выступления), понятным, умным (логичным),
интересным и интригующим, красивым и аккуратным
по оформлению. Договариваемся и о содержании
сообщения: в нем непременно должен быть
словесный портрет – описание внешнего вида
растения или животного, необходимо также
указать, где обитает данный организм, рассказать
о его интересных привычках или особенностях.
Дома учащиеся, используя дополнительную
литературу, делают письменный вариант сообщения
и готовятся к устному выступлению. Понятно, что
выслушать все выступления на уроке невозможно, и
в то же время необходимо дать возможность
выступить каждому ученику. Разрешить данное
противоречие можно следующим образом.
Перед уроком класс делится на группы. В каждой из
них должны быть «представители» разных
материков. Для этого целесообразно заранее
подобрать иллюстративный материал и разложить
его по рабочим столам в соответствии с
намеченным составом групп. Отыскав изображения
«своих» объектов, ребята образуют группы.
Оптимальное количество учеников в группе для
работы на данном уроке – 5 человек.
На уроке учащиеся работают по
следующему алгоритму.
1. Откройте тетради.
2. Запишите тему урока: «Жизнь на разных
материках».
3. С помощью жребия определите очередность
выступлений.
4. Внимательно прослушайте сообщение.
5. Обсудите и оцените выступление по следующим
критериям (по пятибалльной шкале):
– соответствует плану;
– умное и понятное;
– интересное и интригующее;
– аккуратность оформления;
– умение рассказать, правильность речи.
6. Оценки поставьте на обороте листа с
сообщением, при необходимости кратко объясните
их, например:
3 (не все пункты плана отражены);
3 (часто заглядывал в текст).
4 (есть непонятные слова);
4 (можно интереснее);
5 (молодец!);
После каждого сообщения запишите в
тетрадь:
– название организма;
– где обитает;
– несколько (3-5) прилагательных об этом существе;
– интересный или удивительный факт (1
предложение).
Прослушав все сообщения, определите
лучшее для выступления перед всем классом на
следующем уроке. Скажите о своем выборе учителю.
Остальные сообщения сдайте учителю для проверки
и выставления оценок.
Если останется время, ознакомьтесь с содержанием
учебника. Это ваше домашнее задание.
Запишите его в дневник.
На следующем уроке авторы самых лучших
сообщений выступают перед всем классом. Чтобы
внимание слушателей не рассеивалось, им можно
предложить следующее задание.
Прослушав сообщение, запишите в
тетрадь одно из предложений (по каждому
сообщению предложения должны быть разные).
– Можно считать рекордсменом по...
– Я удивлен тем, что...
– Мне не совсем понятно, почему...
– Интересно знать, почему...
–Я и предположить не мог, что...
..., и поэтому...
..., потому что...
Выборочно можно оценить записи в тетрадях
некоторых учеников, сделанные на протяжении двух
уроков. |