Суббота, 13.07.2024, 04:21                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [91]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [31]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » БИОЛОГИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок биологии "Доказательства эволюции"
14.06.2013, 12:10

Задачи:

  • закрепить знания о вкладе К.Линнея в биологию, о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, о роли К.Рулье в распространении эволюционных идей в России;
  • повторить знания о состоянии науки и особенностях социально-экономических условий начала ХIХв., подготовивших возникновение и утверждение эволюционного учения, разработанного великим английским естествоиспытателем Ч.Дарвиным;
  • повторить основные этапы жизнедеятельности Ч.Дарвина, закрепить знания о роли экспедиционных исследований Ч.Дарвина в разработке основных положений эволюционной теории;
  • повторить основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина;
  • проверить умения устанавливать взаимосвязь между уровнями развития науки и определенными мировоззренческими идеями;
  • определить основные доказательства развития органического мира;
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, с раздаточным материалом;
  • продолжить формирование умения делать выводы о доказательствах эволюции на основе знаний полученных самостоятельно.

Оборудование:

  • коллекции "Формы сохранности ископаемых видов растений и животных”;
  • таблицы "Схемы кровообращения позвоночных”, "Cхемы строения головного мозга позвоночных”, "Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”;
  • модели головного мозга позвоночных, объемные таблицы "Развитие зародышей хордовых животных”.

Ход урока

1. Проверка знаний.

(Фронтальная беседа, с определением основных вех в истории развития биологии и формулированием выводов по каждому этапу).

  • Определите понятие эволюции.
  • Назовите периоды развития эволюции.
  • Дайте определение креационизму. В чем сущность метафизического мировзрения?
  • Расскажите об основных взглядах и ошибках К.Линнея, определите роль его трудов в развитии биологии.
  • Расскажите об основных взглядах и ошибках Ж.Б.Ламарка, определите роль его трудов в развитии биологии.
  • Какова роль К.Рулье в распространении эволюционных взглядов в России?
  • Какие предпосылки возникновения дарвинизма вам известны?
  • Расскажите об основных этапах жизнедеятельности великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина.
  • Назовите основные положения теории эволюции Ч.Дарвина.

2. Изучение нового материала.

Итак, факт эволюции, то есть исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, в основе которого лежат процессы уникального функционирования генетической информации, был принят и подтвержден данными биохимии, палеонтологии, генетики, эмбриологии, анатомии, систематики и многих других наук, которые располагали фактами, доказывающими существование эволюционного процесса.

Цель сегодняшнего урока: сформировать и раскрыть сущность основных доказательств эволюции.

1.Доказательства единства происхождения органического мира. (Фронтальная беседа с определением основных положений доказательств).

- Каков химический состав организмов?

- О чем говорит универсальность генетического кода?

- Молекулы какого вещества являются аккумуляторами энергии для живых организмов?

- Есть ли различия в процессах митоза и мейоза?

1. Близкий элементарный химический состав;

2. Белки и нуклеиновые кислоты построены всегда по единому принципу и из сходных компонентов, играют особо важную роль в жизненных процессах всех организмов;

3. Сходство обнаруживается как в строении, так и функционировании биологических молекул;

4. Едины для всего живого принципы генетического кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот;

5. АТФ-молекулы - аккумуляторы энергии, для большинства организмов;

6. Одинаковы механизмы расщепления сахаров и основной энергетический цикл клетки;

7. Митоз и мейоз осуществляется одинаково у всех эукариот;

8. Клетка - элементарная единица живого, её строение и функционирование очень сходно.

(Основные положения записаны на доске. По окончании беседы, формулируем основные положения и записываем в тетрадях, опираясь на запись на доске).

2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства).

(Организуется работа в группах с использованием инструктивных карточек, текстовых приложений, коллекций, таблиц, моделей, гербария. Перед работой даётся алгоритм работы.

Каждая группа получает задания, на выполнение которого даётся 11-15 минут. Дальше группы меняются местами и выполняют второе задание, далее - третье. В результате все учащиеся изучают материал по данному вопросу в полном объёме. Закрепление проводится в форме фронтальной беседы).

1. Палеонтологические доказательства.

Ч.Дарвин доказал историческое развитие живой природы, но в последующие годы сбор прямых и косвенных доказательств эволюции продолжается. В основе палеонтологических доказательств лежит наука палеонтология.

Палеонтология - наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами.

  • По ископаемым остаткам восстанавливают внешний вид и строение вымерших организмов;
  • Узнают о растительном и животном мире прошлого;
  • Сопоставляя, ископаемые остатки земных пластов из разных геологических эпох, делают вывод об изменении органического мира во времени. (Наиболее древними являются беспозвоночные животные, позднее появились животные типа хордовых. Их эволюция проходила поэтапно: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Более молодые виды больше похожи на современные формы. В одну геологическую эпоху господствовали рептилии, в другую, млекопитающие.
  • Ископаемые остатки дают большой материал о преемственных связях между различными систематическими группами.

Благодаря палеонтологическим данным удалось установить переходные формы и филогенетические ряды.

Филогенетические ряды. Выдающиеся достижения в накоплении прямых доказательств эволюции принадлежит отечественным ученым, прежде всего В.О. Ковалевскому.

Работы В.О. Ковалевского были первыми палеонтологическими исследованиями, которым удалось показать, что одни виды происходят от других.

Исследуя историю развития лошадей, В.О.Ковалевский показал, что современные однопалые животные происходят от мелких пятипалых всеядных предков, живших 60-70 млн. лет назад в лесах. Изменение климата Земли, повлекшее за собой сокращение площадей лесов и увеличения размеров степей, привело к тому, что предки современных лошадей начали осваивать новую среду обитания – степи. Необходимость защиты от хищников и передвижение на большие расстояния в поисках хороших пастбищ привела к преобразованию конечностей – уменьшению числа фаланг вплоть до одной. Параллельно изменению конечностей происходило преобразование всего организма: увеличение размеров тела, изменение формы черепа и усложнение строения зубов, возникновение свойственного травоядным млекопитающим пищеварительного тракта и многое другое.

В.О.Ковалевский обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных, эволюция которых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга, называются филогенетическими и свидетельствуют о существовании эволюционного процесса.

Переходные формы. Установление факта постепенного эволюционного развития в линиях невысокого систематического ранга (ряды ископаемых лошадей, слонов, моллюсков) показало существование преемственности между современными и ископаемыми видами. Не в силах опровергнуть эти факты, противники эволюционной теории утверждали, что систематические группы более высокого ранга не могли произойти друг от друга, а явились результатом отдельного акта творения. Поэтому особый интерес представляют ископаемые формы, сочетающие признаки древних и более молодых групп высокого систематического ранга. Такие формы называются переходными. Примером их могут служить кистепёрые рыбы, связывающие рыб с вышедшими на сушу четвероногими земноводными; семенные папоротники - переходная группа между папоротникообразными и голосеменными и др.

Существование переходных форм между разными типами, классами, отрядами показывает, что постепенный характер исторического развития свойствен не только низшим, но и высшим систематическим категориям.

Инструктивная карточка для работы по теме "Палеонтологические доказательства”.

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Рассмотрите коллекцию "Формы сохранности ископаемых видов растений и животных” часть 1,2,3,4.

5. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

6. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

7. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте устный ответ по теме "Палеонтологические доказательства”.

  • Какая наука лежит в основе палеонтологических доказательств?
  • Какие организмы являются переходными формами? Что они доказывают? Приведите примеры переходных форм.
  • Дайте определение филогенетическим рядам. Назовите ученного, обнаружившего последовательные ряды ископаемых форм. Расскажите об истории развития лошадей.
  • Сделайте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюции.

2. Морфологические доказательства.

В основе морфологических доказательств лежат данные науки сравнительной анатомии.

Сравнительная анатомия – наука, изучающая и сравнивающая внутреннее и внешнее строение живых организмов.

Сравнительно-анатомические исследования показали, что строение передних конечностей некоторых позвоночных, например ласты кита, лапы крота, крокодила, крылья птицы, летучей мыши, руки человека, несмотря на выполнение совершенно разных функций, в принципиальных чертах строение сходны. Некоторые кости в скелете конечностей могут отсутствовать, другие срастаться, относительные размеры костей могут меняться, но их гомология, т.е. сходство, основанное на общности происхождения, совершенно очевидна. Гомологичными называются такие органы, которые развиваются из одинаковых эмбриональных зачатков сходным образом.

Наличие у организмов разных групп (классов, семейств и т.д.) гомологичных органов дает возможность установить степень родства между ними, проследить их эволюцию. Видоизменение органов, имеющих общее происхождение, объясняется дивергенцией по признаку строения данного органа в связи с приспособлением к среде обитания.

Дивергенция – расхождение признаков в пределах популяции вида, возникающее под действием естественного отбора. Общая закономерность эволюции, приводящая к образованию новых видов, родов, классов и т. д.

Не всякое сходство органов свидетельствует в пользу их родства. Крыло бабочки и крыло птицы выполняют сходную функцию, но их строение совершенно различно. Сходство вызвано образом жизни, приспособлением к полету, возникшим независимо друг от друга у бабочек и птиц, а не родственным происхождением этих форм. Органы, имеющие внешнее сходство, вызванное сходными приспособлениями к сходным условиям жизни, но различное строение, называются аналогичными. Аналогичные органы возникли в результате конвергенции-схождения признаков и не свидетельствуют о родстве между организмами.

Конвергенция – сближение признаков в пределах разных систематических групп живых организмов, возникшее при воздействии относительно одинаковых условий существования на ход естественного отбора.

Некоторые органы или их части не функционируют у взрослых животных и являются для них лишними - это рудиментарные органы, или рудименты. Наличие рудиментов, так же как и гомологичных органов, свидетельствует об общности происхождения живых форм. Задние конечности у кита, скрытые внутри тела, - рудимент, доказывающий наземное происхождение его предков. У человека тоже известны рудиментарные органы: мышцы, двигающие ушную раковину, рудимент третьего века и т. п.

У некоторых организмов рудиментарные органы могут развиваться до органов нормальных размеров. Такой возврат к строению органа предковых форм называют атавизмом. Среди тысяч однопалых лошадей изредка попадаются особи, у которых развиты маленькие копытца I I и IV пальцев. Известны случаи появления атавистических признаков и у человека: рождение детей с первичным волосяным покровом, с длинным хвостиком и т.д. Возникновение атавизмов указывает на возможное строение того или иного органа у предковых форм.

Сравнительно-анатомические исследования показали существование форм, сочетающих в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Например, эвглена зелёная сочетает признаки растения (хлоропласты, фотосинтез) и животных (жгутики, светочувствительный глазок, подобие ротового аппарата); ехидна и утконос стоят между пресмыкающимися и млекопитающими (откладывают яйца и выкармливают детёнышей молоком). Существование таких промежуточных форм указывает на то, что в прежние геологические эпохи жили организмы, являющиеся родоначальниками нескольких систематических групп.

Инструктивная карточка для работы по теме "Морфологические доказательства”.

1. Прочтите текст.

2. Дайте определения ключевым понятиям: сравнительная анатомия, гомологичные органы, дивергенция, аналогичные органы, конвергенция, рудиментарные органы, атавизмы.

3. Рассмотрите коллекции с гомологичными и аналогичными органами, таблицы "Схемы строения кровообращения позвоночных”, ”Схемы строения головного мозга позвоночных”, модели головного мозга позвоночных, гербарий растений.

4. Сравните строение кровеносной системы, головного мозга позвоночных, строение растений от водорослей до покрытосеменных. Сделайте вывод об усложении в строении различных систем органов живых организмов. Что это доказывает?

5. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и атавизмов.

6. Определите их значения, как доказательств эволюции.

7. Сформулируйте вывод о роли данных сравнительной анатомии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

8. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте устный ответ по теме "Морфологические доказательства”.

  • Какая наука лежит в основе морфологических доказательств?
  • Какие органы называются гомологичными (примеры), аналогичными (примеры), рудиментарными (примеры), атавизмами (примеры)? Что они доказывают? В результате чего образуются?
  • Сделайте вывод о роли сравнительно-анатомических данных в доказательстве эволюции.

III.Эмбриологические доказательства.

Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.

Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. В процессе индивидуального развития они проходят стадии дробления, образование двух- и трехслойного зародышей, формирования органов из зародышевых листков. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.

С особой отчетливостью сходство эмбриональных стадий выступает в пределах отдельных типов и классов. Так, на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека) наблюдается поразительное сходство: все они имеют головной, туловищный и хвостовой отделы, зачатки конечностей, по бокам тела – зачатки жабр.

По мере развития зародышей черты различия выступают все более явственно. Причем вначале проявляются признаки класса, к которому относятся зародыши, затем признаки отряда и на еще более поздних стадиях - признаки рода и вида. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.

Основываясь на приведенных выше, а также множестве других фактов, немецкие ученые Ф.Мюллер и Э.Геккель во второй половине XIX в. установили закон соотношения онтогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или, короче, онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Однако за короткий период индивидуального развития особь не может повторить все этапы эволюции, которая совершалась тысячи или миллионы лет. Поэтому повторение стадий исторического развития вида в зародышевом развитии происходит в сжатой форме, с выпадением ряда этапов. Кроме того, эмбрионы имеют сходство не со взрослыми формами предков, а с их зародышами. Так, в онтогенезе млекопитающих и рыб имеется этап, на котором у зародышей образуются жаберные дуги. У зародыша рыбы на основании этих дуг образуется орган дыхания – жаберный аппарат. В онтогенезе млекопитающих повторяется не строение жаберного аппарата взрослых рыб, а строение закладок жаберного аппарата зародыша, на основе которых у млекопитающих развиваются совершенно иные органы (хрящи гортани и трахеи). В разработки теории онтогенеза выдающуюся роль сыграли исследования академика А.Н.Северцова. Он доказал, что изменение исторического развития обусловлены изменениями хода зародышевого развития. Наследственные изменения затрагивают все стадии жизненного цикла, в том числе и зародышевый период. Мутации, возникающие в ходе развития зародыша, как правило, нарушают взаимодействие в организме и ведут к его гибели. Однако мелкие мутации могут оказаться полезными и тогда сохранятся естественным отбором. Они передадутся потомству, включатся в историческое развитие, влияя на его ход.

Инструктивная карточка для работы по теме "Эмбриологические доказательства”.

1. Прочтите текст.

2. Дайте определения ключевым понятиям: эмбриология, биогенетический закон.

3. Рассмотрите влажный препарат "Развитие земноводных” и объёмную таблицу "Развитие зародышей хордовых животных”.

4. Сравните строение зародышей. Сделайте вывод о схожести в строении на ранних этапах развития зародыша и усложнении в строении зародыша различных классов хордовых организмов по мере их развития. Что это доказывает?

5. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий.

6.Определите их значения, как доказательств эволюции.

7.Сформулируйте вывод о роли данных эмбриологии в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

8. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, подготовьте устный ответ по теме "Эмбриологические доказательства”.

  • Какая наука лежит в основе эмбриологических доказательств?
  • Назовите признаки сходства зародышей типа хордовых? Что они доказывают?
  • Сформулируйте биогенетический закон. Кем и когда он был установлен?
  • Какое значение в разработке теории онтогенеза сыграли исследования академика А.Н.Северцева?
  • Сделайте вывод о роли эмбриологических данных в доказательстве эволюции.

(Подведение итогов самостоятельной работы учащихся, заслушиваем устные рассказы по изученным темам).

IV. Биогеографические доказательства. Островные фауна и флора.

(По этому вопросу выступает два ученика с сообщениями, заостряя внимание на основных положениях доказательств и делая вывод о их роли, как доказательствах эволюции).

О эволюционном процессе свидетельствует – распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Изучая растительный и животный мир Земли, А.Уоллес привел все сведения о многообразии и своеобразии живого мира различных географических территорий в систему и выделил шесть зоогеографических областей:

  1. Палеарктическая - / Европа, Северная Африка, Северная и Средняя Азия, Япония /
  2. Неоарктическая - / Северная Америка /
  3. Эфиопская - / Африка к югу от пустыни Сахара /
  4. Индо-малайская - / Южная Азия, Малайский архипелаг /
  5. Неотропическая - / Южная и Центральная Америка /
  6. Австралийская - / Австралия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Соломоновы острова, Новая Каледония /.

Степени сходства и различия между ними неодинаковы.

Фауна и флора: Палеарктическая и Неоарктическая – схожа очень (изолированные Беринговым проливом).

Неоарктическая и Неотропическая – существенно отличаются (соединены сухопутной связью – Панамским перешейком).

В чем причина сходства и различия ?

Они связанны с историей формирования материков, временем их изоляции.

Глубокое различие в фауне Неотропической и Неоарктической областей определяется тем, что сухопутная связь между ними установилась совсем недавно. Об этом свидетельствуют биологические данные.

После возникновения Панамского моста лишь не многим южноамериканским видам удалось проникнуть на север (дикобраз, броненосец, опоссум).

Североамериканские виды преуспели в освоении южноамериканской области несколько больше (олени, лисы, выдры, медведи), но эти животные не оказали существенного влияния на уникальный видовой состав Южной Америки. Только здесь живут:

1. отряд неполнозубых (муравьеды, ленивцы);

2. сохранились птицы гоацины, которые могут лазать по деревьям благодаря когтям на пальце крыла и др.

Сходство фауны Неоарктической и Палеарктической областей обусловлено тем, что в прошлом между ними существовал сухопутный мост – Берингов перешеек.

Наиболее отличен от других континентов животный мир Австралии. Известно, что Австралия обособилась от Южной Азии свыше 100 млн. лет назад ещё до возникновения высших млекопитающих. Лишь в Ледниковый период сюда через острова Зондского архипелага перебрались немногие плацентарные – мыши, собаки.

Вывод: чем теснее связь континентов, тем более родственные формы там обитают, чем древнее изоляция частей света друг от друга, тем больше различия между их поселением. Такое распределение видов животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографических зонах отражает процесс исторического развития Земли и эволюции живого.

Для понимания эволюционного процесса большой интерес представляют фауна и флора островов. Так как видовой состав фауны и флоры островов целиком определяется историей их происхождения.

Материковые острова

Живой мир близок к материковому. Британские, Сахалинские острова несколько тысяч лет назад отделились от суши, поэтому живой мир очень схож с материком. Чем древнее остров и чем более значительней водная преграда, тем больше обнаруживается отличий.

Мадагаскар. Нет типичных для Африки крупных копытных: быков, антилоп, зебр. Нет крупных хищников: львов, леопардов, гиен, высших обезьян. Но этот остров последнее убежище лемуров. Когда-то, до появление обезьян, лемуры были доминирующими приматами. Но они не могли соперничать со своими более развитыми сородичами и исчезли повсюду, кроме Мадагаскара, который отделился от материка прежде чем эволюционировали обезьяны. На Мадагаскаре 46 родов птиц, не встречающихся нигде в мире. Хамелеоны – крупнее и разнообразнее, чем в Африке. УСТАЛЕ до 60 см. Некоторые на конце морды имеют рога, что делает их похожими на грозных миниатюрных динозавров.

В отличие от Африки на острове отсутствуют ядовитые змеи. Но много питонов и не ядовитых змей.

Согласно истории живого мира змеи появились довольно поздно по сравнению с другими рептилиями, причем ядовитые змеи из них самые молодые. Мадагаскар отделился от континента до появления там змей. Лягушек на Мадагаскаре насчитывается около 150 видов.

Океанические острова

Видовой состав фауны океанических островов беден и является результатом случайного занесения некоторых видов, обычно птиц, рептилий, насекомых. Наземные млекопитающие, амфибии и др. животные не способны преодолевать значительные водные преграды, на большинстве таких островов отсутствуют. Галапогосские острова – удалены от берегов Южной Америки на 700 км. Это расстояние могут преодолеть только хорошо летающие формы. 15% видов птиц представлены южноамериканскими видами, а 85% - отличны от материковых и нигде больше не встречаются.

Гавайские острова. Обнаружено большое разнообразие улиток, цветочниц, которых около 300 эндомичных видов, принадлежащих одному роду.

3. Закрепление знаний.

1. Перечислите все доказательства эволюции.

2. Выполните тестовую работу.

Тест "Доказательства эволюции”.

1. Какие доказательства эволюции основываются на данных палеонтологии?

  1. Морфологические.
  2. Эмбриологические.
  3. Палеонтологические.
  4. Биогеографические.

2. Какие организмы являются переходными формами?

  1. Кистепёрые рыбы.
  2. Семенные папоротники.
  3. Археоптерикс.
  4. Прыткая ящерица.

3. Какие органы лошадей претерпевали наибольшие изменения?

  1. Конечности.
  2. Сердце.
  3. Пищеварительный тракт.
  4. Размеры тела.

4. Кто установил филогенетические ряды?

  1. А.Н.Северцев.
  2. В.О.Ковалевский.
  3. Ж.Б.Ламарк.
  4. К.Ф.Рулье.

5. Назовите гомологичные органы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека.

6. Назовите аналогичные органы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека.

7. Назовите рудиментарные органы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека

8. Назовите атовизмы?

  1. Передние конечности позвоночных.
  2. Крыло бабочки и крыло птицы.
  3. Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
  4. Многососковость у человека.

9. Какие доказательства эволюции основаны на данных сравнительной анатомии?

  1. Островные фауна и флора.
  2. Единства происхождения органического мира.
  3. Морфологические.
  4. Эмбриологические.

10. На каких этапах развития зародыши позвоночных обнаруживают наибольшее сходство между собой?

  1. На ранних этапах развития.
  2. На поздних этапах развития.
  3. На протяжении всего эмбриогенеза.
  4. Не обнаруживают никакого сходства.

11. Кто сформулировал биогенетический закон?

  1. Ч.Дарвин.
  2. А.Н.Северцев.
  3. Мюллер и Геккель.
  4. К.Линней.

12. Какие доказательства эволюции основаны на данных эмбриологии?

  1. Островные фауна и флора.
  2. Единства происхождения органического мира.
  3. Морфологические.
  4. Эмбриологические.

13. Сколько зоогеографических областей выделил А.Уоллес?

  1. 4.
  2. 5.
  3. 6.
  4. 2.

14. От чего зависит разнообразие растительного и животного мира островов?

  1. От истории происхождения.
  2. От видового состава материка.
  3. От условий окружающей среды.
  4. От удаленности от материка.

15. На чем основываются доказательства единства происхождения органического мира?

  1. Схожести химического состава клеток.
  2. Схожести процессов митоза и мейоза.
  3. Клеточном строении организмов.
  4. 4.Многообразии живых организмов

Домашнее задание: выучить конспект урока; приготовиться к фронтальному опросу о доказательствах эволюции.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, экология, открытый урок биологии
Просмотров: 8949 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru