Цели:
- усвоение учащимися фаз митоза и понимание его
биологического значения;
- формировать умение последовательно
выстраивать процессы митоза.
Задачи:
а) развивающая
- продолжить работу по обучению учащихся умению
отбирать главное, используя различные источники
информации;
- оформлять работу в виде таблицы;
б) воспитательная
- формировать понимание развития своего
интеллекта как ценностной характеристики
современной личности;
в) дидактическая
- создать условия для осмысления новой учебной
информации и ее применения в учебных ситуациях,
проверки уровня усвоения системы знаний и
умений.
Оборудование: компьютер с мультимедийным
проектором, таблица "Деление клетки. Митоз”.
Структура урока:
Домашнее задание: изучить §...
- Организационный момент, сообщение учащимися
целей и задач урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение нового материала (беседа с
использованием мультимедийной презентации).
- Закрепление изученного материала
(самостоятельная работа учащихся).
- Выводы урока и запись домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся. Тестовый
контроль "Обмен веществ и энергии”
1. Универсальным источником энергии является:
а) глюкоза б) жир в) АТФ
2. В процессе фотосинтеза кислород образуется
при расщеплении:
а) СО2, б) Н2О в) АТФ
3. Световая фаза фотосинтеза протекает:
а) в строме б) на кристах в) на тилакоидах
4. В процессе расщепления высокомолекулярных
органических веществ до низкомолекулярных
называется:
а) диссоциацией б) ассимиляцией в)
диссимиляцией
5. Наибольшее количество углекислого газа
выделяется из одной молекулы глюкозы в
результате:
А) спиртового брожения б) дыхания в)
молочнокислого брожения
6. Процессы анаэробного окисления протекают:
а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме
7. Темновые реакции фотосинтеза протекают:
а) в строме хлоропластов б) на мембранах
тилакоидов в) внутри тилакоидов
8. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?
а) образование АТФ б) образование НАДФ·Н2
в) образование углеводов
9. Образуют органические вещества из
неорганических, используя неорганический
источник углерода и энергию света:
а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в)
хемоавтотрофы
10. Где накапливаются протоны в световую фазу
фотосинтеза?
а) в полости тилакоидов б) в строме в) в
мембранах тилакоидов.
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное изучение текста на странице
102-103.
2. Беседа по вопросам на основе презентации.
а) С чего начинается образование нового
многоклеточного организма?
С момента слияния сперматозоида и яйцеклетки, в
результате чего образуется первая клетка нового
организма – зигота.
б) С чего начинается процесс роста и развития
нового организма?
С момента первого митотического деления этой
клетки – зиготы, когда из одной клетки
образуются две, то есть клетка создает себе
подобные клетки с характерным для исходной
клетки строением.
в) К чему приводит деление клетки у
одноклеточных организмов?
Деление клетки у одноклеточных организмов
приводит к увеличению численности.
г) К чему приводит митотическое деление клеток
у многоклеточных организмов?
К росту организма путем увеличения числа
клеток.
д) Что должна получить в процессе деления
каждая вновь образующаяся клетка?
Она должна получить точную копию генетического
материала, который хранится в виде хромосом в
ядре материнской клетки.
е) Какой набор хромосом в соматических клетках?
2n - диплоидный.
ж) А в половых клетках?
N - гаплоидный.
з) Какие хромосомы называют гомологичными?
Гомологичные хромосомы – парные хромосомы,
одинаковые по форме, размерам и набору генов.
3. Рассказ учителя.
В делении клетки выделяют два основных момента:
- деление ядра (кариокинез)
- деление цитоплазмы (цитокинез).
Митоз – способ деления эукариотических клеток,
при котором каждая из двух вновь возникающих
клеток получает генетический материал,
индентичный исходной клетке.
Митоз – непрерывный процесс, в котором
выделяют четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу,
телофазу.
Период между делениями называется интерфазой.
Период подготовки клетки к митозу и собственно
митоз вместе клеточный цикл.
Интерфаза как подготовка клетки к делению.
Особенности процессов, происходящих в интерфазе.
Интерфаза состоит из трех периодов:
пресинтетического - G1,
cинтетического – S,
постсинтетического - G2
Пресинтетический период (2n2c) - рост клетки,
активизация процессов биологического синтеза (n-
число хромосом, с- число молекул ДНК).
Синтетический период(2n4c) – репликация ДНК.
Постсинтетический период (2n4c) – подготовка
клетки к митозу,синтез и накопление белков и
энергии, увеличение количества
органоидов,удвоение центриолей.
4. Беседа с опорой на знания учащихся о строении
ДНК, удвоении ДНК.
Строение хромосомы.
5. Фазы митоза. Особенности строения и положения
хромосом в каждой фазе.
Профаза (2n4c) – ядерная мембрана распадается,
расхождение центриолей к разным полюсам клетки,
формирование нитей веретена деления. Хроматиды
укорачиваются и утолщаются в результате их
спирализации и конденсации.
Метафаза (2n 4с) – выстраивание максимально
конденсированных двухроматидных хромасом в
экваториальной плоскости клетки, прикрепление
нитей веретена деления одним концом к центриоли,
другим - к центромерам хромосом.
Анафаза (4n4c) – деление двухроматидных хромосом
на хроматиды и расположение этих сестринских
хроматид к противоположным полюсам клетки.
Телофаза (2n2c в каждой дочерней клетке) –
деконденсация хромосом, образование вокруг
каждой группы хромосом ядерных мембран, распад
нитей веретена деления, появление ядрышка,
деление цитоплазмы. Цитокинез в животных клетках
происходит за счет борозды деления, в
растительных клетках – за счет клеточной
пластинки.
IV. Закрепление знаний. Самостоятельная
работа учащихся с материалом учебника на
странице 104-106, заполнение таблицы.
V. Выводы и запись домашнего задания.
Биологическое значение митоза.
Образовавшиеся в результате этого способа
деления дочерние клетки являются генетически
индентичными материнской.
Митоз обеспечивает постоянство хромосомного
набора в ряду поколений клеток.
Лежит в основе таких процессов, как рост,
бесполое размножение, регенерация.
|