Цель урока: познакомить учащихся с
понятием скелет как опора организма и
разнообразием скелетов у разных видов животных.
Задачи
Образовательные: ознакомить
учащихся с функциями скелета, скелетных мышц,
типами скелетов у разных видов животных
(наружный и внутренний), опорными образованиями и
их функциями у растений.
Воспитательные: развитие умений и
навыков, необходимых для групповой работы,
умения анализировать ответы учащихся,
самостоятельно работать на уроке; воспитание
сознательной дисциплины на уроке.
Развивающие: развитие
познавательного интереса к предмету, навыков
работы с учебником, умения выделять главное.
Формы работы на уроке: а)
индивидуально-групповая; б) самостоятельная; в)
работа с учебником.
Урок проводится по учебнику Сонин
Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. – М.: Дрофа,
1997.
Перед началом урока учитель на доске
записывает тему урока («Скелет – опора
организма») и размещает информацию о животных.
Фораминиферы. Отряд Простейшие,
класс Корненожки. Размеры 0,1–1 мм, бывают до
20 см. Известковая раковина, склеенная из
песчинок. Известно более 1 тыс. современных
видов. Значение: мел – в народном хозяйстве.
Радиолярии (лучевики). Класс
Саркодовые. Размеры – до 1 мм. Скелет из
кремния. Обитают в морях. Свыше 7 тыс. видов.
Значение: образуют радиоляриевый ил.
Моллюски (мягкотелые). Тип
Беспозвоночные. Тело покрыто раковиной. Обитают
в морях, пресноводных водоемах, на суше. Известно
130 тыс. видов (до 2 тыс. видов в РФ). Значение:
употребляют в пищу.
ХОД УРОКА
Оборудование: плакаты с
изображением фораминифер, радиолярий, крабов,
моллюсков; скелеты птиц; скелет рака; скелеты
жуков (членистоногих); скелеты морских звезд.
На партах у учащихся стоят карточки с
указанием групп: 1 и 2 парты (4 чел.) – I группа,
3 и 4 парта – II группа и т.д. (всего 7 групп).
Учитель просит заранее подготовиться
к уроку двум учащимся, которые будут играть роли
учителей.
I. Организационный момент
Объявление темы урока.
II. Проверка домашнего задания
Два ученика – «учителя» – проводят
проверку домашнего задания: они задают вопросы, а
учащиеся записывают ответы одним словом на
листах бумаги. «Учителя» собирают листки с
ответами, проверяют ответы учащихся, ставят
оценки, исправляют ошибки.
III. Объяснение нового материала
Учитель. Сегодня мы знакомимся с
темой «Скелет – опора организма». Вспомните,
когда мы с вами уже говорили о скелете? Какую
систему органов мы изучали? (Опорно-двигательную
систему.)
Опорно-двигательная система у позвоночных
животных состоит из скелета и мышц. Скелет
придает форму телу, защищает его от повреждений,
служит опорой. Мышцы приводят скелет в движение.
Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетами
позвоночных и беспозвоночных животных.
У вас на партах лежат карточки с индивидуальными
заданиями для каждой группы. Вы должны прочитать
вопрос и найти нужный абзац в тексте учебника,
содержащий ответ на вопрос. Ответ на вопрос
должен быть кратким, из 2–3 предложений.
I группа
Какие две группы организмов имеют
скелетные образования?
Ответ. Скелетные образования имеют
позвоночные и беспозвоночные животные. Животные
отряда радиолярий имеют скелет из кремниевых
иголочек. Такой скелет защищает животное от
врагов. Раковинные амебы и фораминиферы также
имеют скелеты. (С. 92, 1-й абзац.)
Учитель дополняет ответ, используя
доску с записями и таблицы с изображением
животных.
II группа
Какие функции выполняют опорные
системы и какова роль мышц?
Ответ. Поддержание формы тела.
Скелет – его каркас. Скелет предохраняет
организм и внутренние органы от повреждений
(например, грудная клетка защищает легкие, а
череп – мозг). Мышцы крепятся к скелету и
приводят его в движение. (С. 92, 2–4-й абзацы.)
Учитель дополняет ответ.
III группа
Какие выделяют типы скелетов?
Приведите примеры животных, имеющих наружный
скелет.
Ответ. Наружный скелет имеют
простейшие, моллюски, членистоногие – это
раковины улиток, мидий, панцири раков, крабов и
прочные покровы насекомых. Крылья и покровы
членистоногих состоят из хитина, который
выделяют клетки кожи. У раков он пропитан
минеральными солями и поэтому становится очень
прочным панцирем. (С. 92, 5–7-й абзацы.)
Учитель дополняет ответ.
IV группа
Что такое линька и как она происходит у
членистоногих?
Ответ. Периодическое сбрасывание
старого покрова и замена его новым называется
линькой. Новый покров (хитиновый) нежный и
эластичный. Линька обеспечивает возможность
изменения формы и размеров организма. Во время
линьки животное может стать легкой добычей для
хищников. (С. 92–93, 8-й абзац.)
V группа
Как устроен внутренний скелет у
позвоночных животных и чем он образован?
Ответ. Внутренний скелет состоит
из трех отделов: голова, туловище, конечности. Он
образован костной и хрящевой тканями. У
некоторых животных он образован хрящевой тканью,
но с возрастом она заменяется костной. (С. 93,
9–10-й абзацы.)
Учитель дополняет ответ.
VI группа
Что служит опорой у растений? Какова
роль механической ткани в стебле и корне?
Ответ. Механическая ткань
обеспечивает прочность растений. Она образует
подобие цилиндра (таблица на с. 93 внизу) и
придает прочность на изгиб стеблям и корням
растений. (С. 93, 11-й абзац.)
Учитель дополняет ответ.
VII группа
Чем образован скелет позвоночных
животных?
Ответ. Скелет образован костями.
Костная ткань состоит из органических и
неорганических веществ и обладает высокой
прочностью. (С. 94, 1–5-й абзацы.)
Учитель дополняет ответ, обращает
внимание учащихся на подвижные соединения
костей, роль связок. Связки образованы
соединительной тканью – это особые образования,
связывающие кости в суставах. Сухожилия
прикрепляют мышцы к костям. Учитель обращает
внимание учащихся на схему в учебнике (с. 95),
на которой приведены подвижные и неподвижные
соединения.
IV. Закрепление материала
1. Скелет выполняет … и … функции. (Опорную
и защитную.)
2. Различают … и … скелеты. (Наружный и
внутренний.)
Это задание можно выполнить с учащимися как
письменно, так и устно.
Домашнее задание: с. 92–94 читать,
составить вопросы к тексту.
Учитель выставляет оценки учащимся и
комментирует их. |