Это не совсем обычный урок, точнее
совсем необычный. Его главная цель -–
формирование эмоционально-ценностного
отношения к жизни. Это первый урок из цикла
уроков-размышлений. Проводится он в конце
изучения темы «Жизнь на Земле» в курсе
природоведения (Плешаков А.А., Сонин Н.И.
Природоведение. 5-й класс).
Учащиеся работают на специальных
рабочих листах. Каждое задание сначала
выполняется письменно, а затем желающие
озвучивают свои варианты ответов. Музыкальным
фоном урока служит «Медитация» Массне.
На доске записан эпиграф урока – слова А.И.
Опарина: «Жизнь – это самое прекрасное и, в
конечном итоге, самое важное из того, что
существует на нашей планете».
Сегодня у нас не совсем обычный урок.
Это урок-размышление. Особенно будут цениться
красивые, умные, нестандартные, оригинальные
мысли. Посмотрите на эпиграф и подумайте,
согласны ли вы с автором этих слов? Запишите на
рабочих листах тему урока: «Размышления о жизни
на Земле».
В качестве разминки я предлагаю вам закончить
одно из следующих предложений:
Когда я размышляю о жизни на Земле, я:
– представляю...
– чувствую...
– думаю...
(После 2–3 мин письменной работы
желающие зачитывают свои варианты окончания
предложений.)
Давайте вспомним, что мы узнали, изучая
эту тему. Любое познание начинается с удивления.
Перелистайте еще раз страницы учебника и найдите
то, что больше всего удивило вас при изучении
этой темы. На рабочем листе запишите предложение:
«Больше всего меня удивило...».
Поделитесь своими впечатлениями об
удивительном.
А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и
прислушайтесь к моим словам:
Так нежны, хрупки, смешны отчасти,
Не рискнешь дотронуться рукой...
Все отдашь, не пожалеешь счастья,
Чтобы не нарушить их покой.
У каждого из вас возник какой-то образ,
определенное представление. Попробуйте описать,
что вы представили и почему. Кто из вас готов
рассказать о своих представлениях?
На прошлом уроке мы пытались «брать интервью» у
морских обитателей. Нам было очень трудно
представить, что животные могут думать,
чувствовать, говорить. Сейчас мы увидим
уникальные кадры, снятые на уникальном материке
– в Австралии. После этого вам предстоит задать
по три вопроса героям этого видеофрагмента.
Попробуйте представить этих животных думающими
и чувствующими.
(Демонстрируются фрагменты
«Яйцекладущие» и «Сумчатые» из видеофильма
«Многообразие животных». После этого одни
учащиеся зачитывают свои вопросы, а другие
пытаются ответить на них от имени тех животных, к
которым эти вопросы обращены.)
А сейчас попробуйте обобщить ваши
чувства, впечатления, раздумья в форме эссе –
свободного размышления. Вы можете
воспользоваться следующими ключевыми словами:
жизнь, человек, неповторимость, хрупкость,
удивление, разнообразие, опасность.
Этот урок позволяет не только приоткрыть
внутренний мир пятиклассников (и восхититься их
порой совсем не детской мудростью!), но и дает
великолепный задел для перехода к следующей теме
– «Человек на Земле». |