Требования к результатам изучения
темы
– биологические и социальные факторы
антропосоциогенеза;
– основные этапы эволюции человека, их
характерные черты;
– характерные расовые признаки.
– раскрывать усложнения человека в
процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего
и древнего человека); происхождение и единство
рас человека;
– распознавать на таблицах, рисунках расы
человека, его исторические формы.
– раскрывать значение ископаемых,
древнейших и древних форм человека, черты
совершенствования человека, факторы его
становления и образования рас;
– доказывать роль социальных факторов в
эволюции человека, единство происхождения рас.
Планирование темы
Урок 1. Происхождение человека. Этапы его
становления.
Урок 2. Биологические и социальные факторы
антропосоциогенеза.
Урок 3. Расы человека, их происхождение и
единство. |
Урок 1. Происхождение человека,
этапы его становления Задачи: сформировать у школьников
знания о происхождении человека, этапах его
эволюции; развивать умения выделять усложнения в
строении и поведении исторических форм человека;
содействовать формированию закономерностей
познаваемости мира.
? Какие условия сыграли роль в
появлении человека?
Методические рекомендации
I. Введение в тему
Происхождение человека. Исторические
предки человека, особенности их строения, образа
жизни. Причины различий и совершенствования.
(Актуализация знаний о человеке по материалам,
изученным в предыдущих классах. Беседа.)
II. Изучение нового материала
1. Эволюция древних предков –
гоминидов. (Беседа с элементами рассказа учителя;
поисковая работа с текстом учебника по выявлению
характерных признаков гоминид.)
2. История возникновения человека.
(Рассказ учителя; практическая работа с
учебником по заполнению таблицы «Становление
человека»; беседа по результатам практической
поисковой работы; формулировка выводов.)
3. Эволюция становления человека.
(Беседа по результатам поисковой работы и
таблице; формулирование выводов о биологических
изменениях человеческого организма.)
III. Закрепление знаний
Закрепление знаний об этапах
становления человека.
1. Выполнение учащимися заданий
рубрики «Проверьте свои знания» (1–4).
2. Беседа по обсуждению проблемного вопроса урока
? .
IV. Задание на дом: изучить статью
«История возникновения человека сложна и
противоречива»; разобрать практическую
работу-повторение; ответить на вопросы.
Урок 2. Биологические и социальные факторы
антропосоциогенеза
Задачи: сформировать у учащихся
знания о факторах антропосоциогенеза, выяснить
причины изменений в биологии и образе жизни
исторических форм человека; продолжить
развивать умения выявлять признаки усложнения
стадий эволюции человека.
Оборудование: см. урок 1 (тема 1);
кодоскоп.
? Какие данные указывают на то, что
Человек умелый стал родоначальником рода
Человек?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся об
исторических формах становления человека
Беседа по вопросам 1–5 на стр. 15;
самостоятельное выполнение задания: I вариант –
«Какие утверждения верны?», II вариант –
«Выберите правильный ответ»; проверка знаний.
II. Изучение нового материала
1. Биологические факторы эволюции
исторических предков человека. (Рассказ учителя
с элементами беседы; работа с текстом учебника,
рисунками, коллекцией «Происхождение человека»;
словарная работа.)
2. Социальные факторы эволюции
человека. (Рассказ учителя с элементами беседы,
работа с учебником по выявлению признаков
изменений в биологии человека.)
III. Закрепление знаний
Закрепление знаний учащихся о
биологических и социальных факторах
антропосоциогенеза.
1. Беседа по обсуждению проблемного
вопроса урока.
2. Составление плана ответа на следующие вопросы.
Каковы биологические факторы эволюции
человека? (I вариант.)
Каковы социальные факторы эволюции человека? (II
вариант.)
Обсуждение планов в паре и всем
классом.
IV. Задание на дом: изучить текст
учебника, ответить на вопросы |