Цель занятия: изучить особенности
строения и процессы жизнедеятельности
свободноживущего плоского червя – белой
планарии и циклы индивидуального развития
печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с
их паразитическим образом жизни.
Оборудование: микроскопы,
микропрепараты «Ресничный червь», «Сосальщик»,
диапроектор с приставкой для демонстрации
микропрепаратов, таблицы «Плоские черви. Белая
планария», «Плоские черви. Печеночный
сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», лото
«Циклы развития паразитических червей», модели
тела планарии и кожно-мускульного мешка червей.
В ходе занятия на примере белой
планарии рассматриваются приспособления этого
червя к среде обитания в связи c активным образом
жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового
материала наблюдают фиксированный препарат
ресничного червя под микроскопом и заполняют в
тетрадях таблицу.
Таблица. Характеристика червей
Признаки |
Представитель
типа Плоские черви |
Аскарида
человеческая |
Белая планария |
Печеночный
сосальщик |
Бычий цепень |
Аскарида
человеческая |
1. Форма тела
2. Размеры
3. Образ жизни
4. Тип симметрии
5. Органы передвижения
6. Органы прикрепления
7. Органы чувств
8. Покров тела
9. Кожно-мускульный мешок
10. Пищеварительная система
11. Выделительная система
12. Нервная система
13. Половая система
14. Цикл развития
15. Систематическое положение |
|
|
|
|
* Этот столбец заполняется на
следующем занятии
Работа с таблицей способствует
запоминанию терминов и правильному их написанию.
Начиная объяснение нового материала,
преподаватель укрепляет на классной доске
изготовленную из картона модель тела планарии,
сообщает название червя и предлагает пояснить,
почему его так назвали. Учащиеся связывают
происхождение названия с формой тела животного.
В ходе беседы о внешнем строении
планарии учитель отмечает двустороннюю
симметрию тела, сгибая модель посередине и
наблюдая полное соответствие левой половины
тела правой. Демонстрируя такую модель, очень
удобно показать, что у животных с двусторонней
симметрией различают передний и задний концы
тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие
от изученных ранее кишечнополостных, обладающих
лучевой симметрией. Таким образом, учитель
подготавливает учащихся к более четкому
восприятию типа симметрии, связанного с активным
образом жизни не только плоских червей, но и
большинства других животных.
Планария: А – поперечный разрез; Б
– системы органов
При рассмотрении органов передвижения
следует отметить наличие ресничек и в связи с
этим установить принадлежность планарии к
классу Ресничные черви.
На следующем этапе урока учитель
объясняет строение кожно-мускульного мешка
плоских червей, используя при этом модель
поперечного разреза планарии, и задает вопрос:
«Почему кожно-мускульный мешок так называют?»
Учащиеся отвечают, что он образован кожей и
мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для
того чтобы лучше запомнить его строение,
учащиеся несколько раз вслух проговаривают
название мышц, лежащих под кожей. Затем
последовательно разбирается строение
пищеварительной, выделительной и нервной систем.
При этом отмечается, что промежутки между
внутренними органами заполнены рыхлой
соединительной тканью – паренхимой (от греч. пара
– возле, енхима – что-то разлитое; букв.
разлитое рядом).
Слово «паренхима» вместе с его
переводом учащиеся записывают в
терминологический словарь в конце тетради.
Так как учащиеся еще не знакомы с
понятием «органы животных», целесообразно
указать, что у белой планарии все основные
процессы жизнедеятельности происходят в
специальных частях тела, образованных тканями,
которые называются органами. При этом
учащиеся отмечают, что ткань – это совокупность
клеток, выполняющих определенную функцию, и
преподаватель предлагает им по аналогии
сформулировать понятия «орган» и «система
органов».
В вопросах размножения и развития
новым понятием является гермафродитизм. Хотя
с ним ученики встречались при изучении гидры, но
не называли термин). Слово «гермафродит»
образовано от имен двух греческих богов –
Гермеса и Афродиты. Отсюда учащиеся делают вывод
об обоеполости этих животных. При этом учитель
обращает внимание учеников на кокон (также
новый термин), в котором развиваются яйца червя.
Далее учащиеся рассматривают
ресничного червя под микроскопом, сравнивают с
рисунком в учебнике, называют видимые под
микроскопом органы.
При переходе к паразитическим плоским
червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню,
основное внимание следует уделить отличительным
чертам их строения в связи с паразитическим
образом жизни: отсутствие органов передвижения
– ресничек, органов чувств – глаз, большую
плодовитость, плотный наружный покров тела,
слабое развитие или отсутствие некоторых систем
органов и наличие присосок. Учитель предлагает
найти присоски на микропрепарате печеночного
сосальщика и отметить особенности их
расположения, с которым связаны их названия –
брюшная и ротовая.
Характеризуя цикл развития
паразитических червей, необходимо уделить
внимание смене основных и промежуточных хозяев,
предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике
животных, которые являются хозяевами взрослых
паразитов и их личинок, обратить внимание на
места паразитирования, отразившиеся на
названиях червей.
При закреплении изученного материала
о приспособленности свободноживущих и
паразитических плоских червей к среде обитания
можно предложить семиклассникам выписать из
соответствующего параграфа новые для них
термины, найти в тексте их объяснение и записать
их в терминологический словарь в конце тетради.
Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития
печеночного сосальщика, снабжая ее
соответствующими подписями.
Цикл развития печеночного сосальщика
Затем учитель предлагает при помощи
зоологического лото расставить карточки с
изображением фаз развития червя на
соответствующие места в схеме цикла развития и
подписать названия основного и промежуточного
хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя
полученную схему со схемой в учебнике. Такой
прием поможет глубже закрепить понятие о сложном
жизненном цикле паразитов со сменой хозяев:
основного и промежуточного. Кроме того,
пользуясь заданиями в конце соответствующего
параграфа, можно предложить учащимся
перечислить органы, входящие в состав той или
иной системы органов белой планарии, и указать
функции, которые они выполняют. Эти приемы
способствуют закреплению
анатомо-морфологических, физиологических и
экологических понятий.
Систематические понятия закрепляются
при перечислении признаков типа и класса, что
ведет не только к лучшему запоминанию изученного
материала, но и к развитию умения анализировать и
выбирать главное. При ответе на вопрос: «От каких
животных произошли плоские черви и как можно это
доказать?» учащиеся останавливают свой выбор на
чертах усложнения организации плоских червей по
сравнению с кишечнополостными, что способствует
закреплению филогенетических понятий. Эту же
цель преследует вопрос: «Является ли упрощение
организации паразитических плоских червей
биологическим регрессом?», на который учащиеся
отвечают отрицательно и доказывают, что
указанное упрощение организации связано с
приспособлением плоских червей к паразитизму.
При проверке усвоения материала об
образе жизни плоских червей можно провести
биологические диктанты, направленные на
повышение самостоятельности и активизации
познавательной деятельности учащихся. Например,
можно предложить составить из четырех
характеристик понятия наиболее полное.
Печеночный сосальщик – паразит,
потому что он:
1) питается за счет своих хозяев:
основного – коровы и промежуточного – малого
прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды
обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.
В конце диктанта учащиеся должны
сделать следующий вывод: печеночный сосальщик
как паразит характеризуется сложным жизненным
циклом со сменой хозяев – основного и
промежуточного.
Другим примером может служить ряд
предложений, в которых учащиеся должны вставить
пропущенные биологические понятия.
«Белая планария ведет ...(активный)
образ жизни, в связи с этим у нее развилась ...(двусторонняя)
симметрия тела, передвигается при помощи ...(ресничек),
поэтому относится к классу ...(Ресничные черви),
имеет хорошо развитый ...(кожно-мускульный мешок)
и ...(системы органов): пищеварительную,
выделительную, нервную, половую, состоящие из ...(органов),
пространство между которыми заполнено рыхлой
соединительной тканью ...(паренхимой).»
В конце работы учащиеся должны сделать
вывод о том, что тип Плоские черви объединяет
свободноживущие и паразитические формы. |