Одним из требований обязательного
минимума содержания образования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся является их умение
сравнивать представителей различных типов
животных, что подразумевает нахождение черт их
сходства животных между собой и отличия. При
сравнении паразитических червей типов Плоские и
Круглые, гимназисты выявляют характерные
признаки червей обоих типов и черты
приспособления их к паразитизму, закрепляя тем
самым экологические понятия.
Цель занятия: изучить особенности
строения, процессы жизнедеятельности и циклы
индивидуального развития бычьего цепня –
представителя типа Плоские черви и человеческой
аскариды – представителя типа Круглые черви в
связи с их паразитическим образом жизни.
Оборудование: влажный препарат
«Аскарида: самец и самка», диапроектор с
приставкой для демонстрации микропрепаратов,
микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца
аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень»,
кодоскоп, кодограмма «Цикл развития
человеческой аскариды».
Занятие начинается с повторения
материала об образе жизни плоских червей, в ходе
которого преподаватель предлагает учащимся
биологические диктанты, направленные на
повышение их самостоятельности и активизации их
познавательной деятельности.
На примере бычьего цепня и
человеческой аскариды, которых преподаватель
демонстрирует на таблице и влажных препаратах,
учащиеся сравнивают паразитических червей,
относящихся к двум разным типам – Плоские и
Круглые черви, рассматривают циклы развития этих
червей и продолжают работу по заполнению таблицы
«Характеристика червей», которую начали на
прошлом занятии.
Цикл развития бычьего цепня
В ходе заполнения таблицы учащиеся
сравнивают форму тела названных червей и
связывают ее с названием типов, к которым они
принадлежат. Далее рассматриваются сходные у
обоих представителей признаки: отсутствие
органов передвижения и слабое развитие органов
чувств, плотный покров тела и наличие
приспособлений для удержания в теле хозяина (у
цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых
концов тела), позволяющих паразитам обитать в
кишечнике человека. По сходству признаков
учащиеся сделают вывод о том, что последние
являются приспособлением для ведения
паразитического образа жизни.
На следующем этапе урока учащиеся при
помощи модели сравнивают строение
кожно-мускульных мешков червей двух данных
типов, вспоминая при этом определение термина,
проговаривая вслух название мышц, составляющих
эту структуру, и функции, которые они выполняют.
Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной
полости тела, которая заполнена жидкостью, и
говорит о ее назначении. При этом учащиеся
отмечают сходные функции паренхимы плоских
червей и первичной полости круглых червей в
поддержании формы тела и участии в обмене
веществ.
При рассмотрении систем органов у
представителей разных типов преподаватель
обращает внимание на появление в
пищеварительной системе аскариды анального
отверстия, более совершенную нервную систему
(сетчатого типа) и раздельнополость круглых
червей, что говорит об их более сложном строении
по сравнению с плоскими червями.
При обсуждении циклов индивидуального
развития паразитов отмечается их огромная
плодовитость, связанная с попаданием яиц в
неблагоприятные условия среды и действием
факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом
учитель обращает внимание на смену основного и
промежуточного хозяина в цикле развития бычьего
цепня, отмечая, что заражение человека
происходит в результате употребления в пищу
плохо проваренного или прожаренного мяса
крупного рогатого скота, в теле которого
находятся финны цепня, демонстрирует
микропрепарат зрелого членика ленточного червя
и отмечает, что взрослый червь может жить в
организме человека до 15 лет. После этого учащиеся
делают вывод о том, что во избежание заражения
этим опасным паразитом человек должен
подвергать тщательной термической обработке
мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не
имеющих сертификата проверки продукции на
гельминтов.
Цикл развития аскариды учитель
демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при
этом, что заражение происходит в результате
несоблюдения правил личной гигиены после работы
с землей и при употреблении в пищу грязных
овощей, выращенных в почве, где в качестве
удобрения применялись человеческие фекалии.
Особо отмечаются кислородные этапы в развитии
этого паразита: при попадании яйца во влажную
землю, где оно должно находиться не менее 10–14
дней, после чего может оставаться инвазионным на
протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие
человека из кишечника, после чего аскарида
вторично заглатывается и паразитирует в
кишечнике во взрослом состоянии. После изучения
жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о
необходимости тщательно мыть руки и овощи перед
едой.
На следующем этапе урока учитель
организует работу с систематическими карточками
и вместе с учащимися определяет систематическое
положение бычьего цепня и человеческой аскариды,
отмечая при этом характерные признаки типов, к
которым они относятся. В конце этой работы
учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые
черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет
трехслойных многоклеточных животных, обладающих
двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным
мешком, но в отличие от последних имеющих
первичную полость тела, анус и разделение полов.
Для закрепления знаний, полученных на
занятии, преподаватель предлагает учащимся игру
«Узнай, чей признак», которая заключается в
разделении признаков, перечисляемых учителем, на
характерные для плоских червей (поднять правую
руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих
типов червей (поднять обе руки) и признаки, у
червей отсутствующие (все руки опущены).
Предлагается тест, состоящий из 17
вопросов.*
1. Тело плоское, иногда состоит из
члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная
полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в
кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью
тела.
В конце игры учащиеся перечисляют
признаки, характерные для того или иного типа
червей, сравнивают их и делают вывод о более
сложном строении круглых червей по сравнению с
плоскими.
При закреплении знаний о цикле
развития аскариды учитель предлагает, используя
схему ее жизненного цикла, объяснить, каким
образом в кишечнике, который был предварительно
освобожден от аскарид с помощью химических
средств (и в дальнейшем зараженный человек
соблюдал правила личной гигиены), снова через
некоторое время были обнаружены аскариды.
Учащиеся связывают этот факт с кислородным
этапом развития личинки, проходящим в легких,
откуда они не были удалены, и делают вывод о
соблюдении гигиенических норм для
предупреждения повторного заражения.
В конце урока учащиеся под
руководством учителя отмечают приспособления
паразитических червей к среде обитания: наличие
органов удержания в теле хозяина, плотные
покровы тела, предохраняющие червей от
переваривания, большая плодовитость, сложный
цикл развития и слабая развитость или отсутствие
некоторых систем внутренних органов.
Таким образом, учащиеся осознанно
усваивают экологические понятия о
приспособлении паразитических червей к среде
обитания. Кроме того, у учащихся складываются
представления о необходимости соблюдения правил
личной гигиены при работе с землей и перед
приемом пищи.
Раз в две недели мы отводим время для
проведения консультаций по наиболее интересным
или сложным вопросам. Такая консультации была
предложена семиклассникам и по завершении
изучения цикла «Паразитические черви».
Проводили ее одиннадцатиклассники, которые
одновременно закрепляли в памяти собственные
знания по зоологии. |