Понедельник, 29.04.2024, 13:46                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [91]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [31]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » БИОЛОГИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные
03.04.2012, 19:47
Система понятий урока: хордовые, бесчерепные, личинично-хордовые, оболочники, позвоночные, черепные, двусторонняя (билатеральная) симметрия, онтогенез, филогенез, метамерия, головохордовые.
Задачи: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности хордовых животных; рассмотреть их классификацию; познакомиться с бесчерепными как наиболее низкоорганизованными животными типа хордовых; продолжить формирование умений систематизировать, анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.
Средства наглядности: натуральные: чучела различных позвоночных, влажные препараты; изобразительные: таблицы с изображением хордовых, рисунки из учебника и других книг, кинофрагменты.
 
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
II. Проверка знаний, умений и навыков.
Индивидуальный опрос учащихся по вопросам: Каковы особенности внешнего строения иглокожих? Что такое амбулакральная система, каково её строение, принцип работы и её предназначение? Расскажите о строении систем органов иглокожих животных? Расскажите о размножении и развитии иглокожих? Какие классы объединяет тип Иглокожие?
III. Изучение нового материала.
Хордовые животные – один из многочисленных типов животного царства. К типу Хордовые относятся около 43 тысяч современных видов, распространённых по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний облик хордовых очень разнообразен (неподвижные мешковидные асцидии, несколько похожие на червей, бесчерепные, различные по облику позвоночные животные). Различны и размеры: от представителей длиной в несколько миллиметров; мелких рыбок, лягушек длиной в 2-3 см до гигантов – некоторых китов, достигающих 30 м длины и массы 150 т. Несмотря на огромное разнообразие, для всех представителей типа Хордовые характерны общие черты организации, не встречающиеся у представителей других типов:
1. Наличие в течение всей жизни или на одной из фаз развития спиной струны – хорды, играющей роль внутреннего скелета. Она представляет упругий стержень, окружена соединительнотканной оболочкой. У большинства позвоночных в ходе индивидуального развития (онтогенеза) хорда замещается (вытесняется) позвоночным столбом, состоящим из отдельных позвонков; позвонки образуются в соединительнотканной оболочке хорды.
2. Центральная нервная система имеет форму трубки. Нервная трубка лежит над хордой. У позвоночных животных она отчётливо дифференцируется на два отдела: головной и спинной мозг.
3. Пищеварительный тракт лежит под хордой. Передний отдел пищеварительной трубки – глотка – пронизана открывающимися наружу жаберными отверстиями и выполняет две функции: участка пищеварительного тракта и органа дыхания. У водных позвоночных животных на перегородках между жаберными щелями развиваются специализированные органы дыхания – жабры. У наземных позвоночных жаберные щели образуются у зародышей, но вскоре зарастают; специфические органы воздушного дыхания – лёгкие – развиваются как парные выпячивания на брюшной стороне задней части глотки.
4. Пульсирующий отдел кровеносной системы – сердце – расположен на брюшной стороне тела, под хордой и пищеварительной трубкой.
Хордовые – это вторичноротые (этот признак объединяет хордовых с полухордовыми, иглокожими) целомические (этот признак объединяет их с моллюсками, членистоногими и кольчатыми червями) метамерные (это признак объединяет их с членистоногими и многими группами червей) двусторонне-симметричные (билатеральные) животные. Через тело хордового животного можно провести только одну плоскость (вертикальную, через главную ось), которая разделила бы его на симметричные половины (правую и левую).
Используя схему филогенетического древа животного мира (откройте учебник на странице 90) составим систематику типа Хордовые.
 
 
Систематика
Тип Хордовые
Подтип 1. Бесчерепные
Класс Ланцетники, или Головохордовые
Подтип 2. Обочники (личиночно-хордовые)
Класс Асцидии
Класс Сальпы
Класс Бочёночники
Класс Аппендикулярии
Подтип 3. Позвоночные, или черепные
Раздел Бесчелюстные
Класс Круглоротые
Раздел Челюстноротые
Первичноводные – Анамнии
Надкласс Рыбы
Класс Хрящевые рыбы
Класс Костные рыбы
Надкласс Четвероногие
Класс Земноводные, или амфибии
Первичноназемные – Амниоты
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии
Класс Птицы
Класс Млекопитающие
 
Подтип Бесчерепные содержит только один класс – головохордовых, или ланцетников. Ланцетники – это небольшие морские животные, живущие на дне песчаных отмелей, зарывшись в песок; все они обитатели тёплых морей. Насчитывается около 30 видов ланцетников. Отсутствие головного мозга, настоящих органов чувств и сердца, отсутствие парных конечностей, примитивное строение органов выделения роднит его с низшими беспозвоночными животными. С другой стороны, у ланцетников имеются черты прогрессивной организации: наличие настоящей хорды и типичной для хордовых трубчатой нервной системы, а также замкнутой кровеносной системы.     
IV. Закрепление изученного.
Тип Хордовые включает многоклеточных двустороннесимметричных животных. Хорда (осевой скелет) – это эластичный опорный тяж. Большинство хордовых имеют хорду только на этапах зародышевого развития. Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела. Кровеносная система замкнута; сердце или сосуд, его заменяющий (у ланцетников), расположены на брюшной стороне тела.
V. Домашнее задание.
Изучить текст учебника; знать общую характеристику хордовых, начертить в конце тетради таблицу для последующей работы с ней «Эволюция систем органов позвоночных животных». Творческое задание: подготовить сообщения о рыбах.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, экология, открытый урок биологии
Просмотров: 2864 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru