Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о
строении и функционировании клетки,
взаимодействии частей и органелл клетки как
основы её целостности, обмене веществ, лежащем в
основе жизнедеятельности.
- продолжить развитие умений сравнивать,
анализировать, работать с рисунками,
таблицами, пользоваться терминами.
- формировать научно-материалистического
мировоззрения.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: таблицы по общей
биологии, индивидуальные карточки задания,
«Экран учёта знаний»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Учёт и контроль знаний
К уроку заранее готовится «экран учёта знаний».
За каждый элемент знаний ученик получает
отметку, которая выставляется в соответствующую
графу экрана. Листки с выполненным заданием
кладутся на край стола. За урок учащиеся получают
несколько отметок, а в журнал выставляется
итоговая оценка.
Ф.И.О. |
Понятийный диктант |
Задания на установление
соответствия. |
Блицопрос по теме. |
Узнай биологический объект |
Письменное задание. |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
1. Понятийный диктант (5-6 мин.)
Вариант 1
Ф.И.О. |
Определение |
Пояснение |
Отметка |
Фотосинтез |
|
|
Ассимиляция |
|
|
Транскрипция |
|
|
Критерии оценки:
три правильных ответа – «5»,
два правильных ответа – «4»,
один правильный ответ – «3»,
нет правильных ответов – «2». |
Вариант 2
Ф.И.О. |
Определение |
Пояснение |
Отметка |
Хемосинтез |
|
|
Диссимиляция |
|
|
Трансляция |
|
|
Критерии оценки:
три правильных ответа – «5»,
два правильных ответа – «4»,
один правильный ответ – «3»,
нет правильных ответов – «2» |
2. Задания на установление соответствия. (5-6 мин.)
Распределите характеристики соответственно
органоидам клетки (поставьте буквы,
соответствующие характеристикам органоида,
напротив названия органоида).
Вариант 1
Ф.И.О. |
Органоиды |
Ответ |
Характеристики. |
1) Плазматическая мембрана
2) Ядро
3) Жгутики и реснички
4) Рибосомы
5) Митохондрии |
|
А) Синтез белка
Б) Хранение наследственной информации
В) Немембранные
Г) Содержит ДНК
Д) Одномембранные
Е) Обеспечение клетки энергией
Ж) Движение клетки
З) Двухмембранные
И) Связь клетки с внешней средой |
Критерии оценки: Нет ни одной
ошибки – «5»,
1,2 ошибки – «4»,
3,4 ошибки – «3»,
5 и больше – «2» |
Вариант 2
Ф.И.О. |
Органоиды |
Ответ |
Характеристики. |
1) Пластиды
2) Комплекс Гольджи
3) ЭПС
4) Клеточный центр
5) Лизосомы |
|
А) Транспорт веществ по клетке,
пространственное разделение реакций в клетке.
Б) Фотосинтез
В) Немембранные
Г) Содержит ДНК
Д) Одномембранные
Е) Обеспечение клетки энергией
Ж) Самопереваривание клетки и внутриклеточное
пищеварение.
З) Двухмембранные
И) Есть только у растений
К) Есть только у животных
Л)Синтез жиров и углеводов. |
Критерии оценки: Нет ни одной
ошибки – «5»,
1, 2 ошибки – «4»,
3, 4 ошибки – «3»,
5 и больше – «2» |
3. Вопросы для блицопроса по теме. (12-15 мин.)
Учащиеся отвечают на вопросы по цепочки. В
зависимости от наполняемости класса по 2-3
вопроса. Устный ответ должен быть кратким,
чётким, мотивированным.
- Какие организмы называются гетеротрофами?
Приведите примеры.
- Какие организмы называются автотрофами?
Перечислите их.
- В каких органах растения протекает фотосинтез?
- В каких органоидах протекает фотосинтез?
- В каких отделах хлоропласта осуществляется
световая фаза фотосинтеза?
- Что такое фотолиз? Какой процесс он
сопровождает?
- Какие вещества поглощаются растениями при
фотосинтезе?
- Какие вещества синтезируются в световой фазе?
- Какие вещества синтезируются в темновой фазе?
- Какие вещества выделяются растениями при
фотосинтезе?
- Может ли темновая фаза протекать на свету?
- Может ли световая фаза протекать в темноте?
- Какое вещество является источником кислорода
при фотосинтезе?
- Какое вещество является источником электронов
при фотосинтезе?
- Что такое анаболизм?
- Что такое катаболизм?
- Назовите три этапа дыхания
- В какой части клетки протекает 1-й этап?
- Что такое субстрат дыхания?
- Какой субстрат дыхания даёт наибольшее
количество энергии?
- Какой субстрат дыхания разрушается в первую
очередь?
- В какие вещества превращаются белки в
подготовительном этапе дыхания?
- В какие вещества превращаются жиры в
подготовительном этапе дыхания?
- В какие вещества превращаются углеводы в
подготовительном этапе дыхания?
- В какой части клетки протекает 2-й этап дыхания?
- Назовите продукт гликолиза у растений.
- Назовите продукт гликолиза у животных?
- В какой части клетки протекает 3-й этап дыхания?
- Сколько молекул АТФ образуется при аэробном
дыхании?
- Сколько молекул АТФ образуется при анаэробном
дыхании?
- Сколько видов аминокислот принимает участие в
биосинтезе белка?
- Сколько нуклеотидов входит в триплет?
- Что такое генетический код?
- Какое свойства генетического кода
характеризуется тем, что одна аминокислота
кодируется несколькими разными кодонами?
- Какое свойства генетического кода
характеризуется тем, что 1 кодон всегда кодирует
только одну аминокислоту?
- Что такое универсальность генетического кода?
Как называется 1-й этап биосинтеза –считывание
информации с ДНК на РНК?
- В какой части клетки происходит транскрипция?
- Как называется 2-й этап биосинтеза – построение
белка на рибосоме?
- В какой части клетки происходит трансляция?
- Какое вещество доставляет аминокислоты к
рибосоме?
- Что такое комплементарность?
Критерии оценки:
3 правильных ответа – «5»,
2 правильных ответа – «4»
1 правильный ответ – «3»
нет правильных ответов – «2»
4. Узнай органеллу клетки. (2-3 мин.)
Задание с использованием рисунков.
Подписать органеллы клетки.
5. Задания для письменного ответа. (10 мин.)
Каждый ученик выполняет задание индивидуально
и сдаёт его в конце урока.
Вариант 1
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть
полипептида, имеет следующую структуру: ТГГ ТАТ
ЦАГ ГТТ ЦЦТ. Определите нуклеотидный состав
и-РНК, аминокислотный состав полипептида
(используя таблицу генетического кода) и общее
количество водородных связей в участке молекулы
ДНК.
Вариант 2
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть
полипептида, имеет следующую структуру АТА ГЦТ
ГАА ЦГГ АЦТ. Определите нуклеотидный состав
и-РНК, аминокислотный состав полипептида
(используя таблицу генетического кода) и общее
количество водородных связей.
III. Подведение итогов (1-2 мин.)
Учитель собирает карточки с заданиями,
проверяет их и выставляет отметки в экран
учёта знаний. Результаты зачета сообщает на
следующий урок.
IV. Домашнее задание (1 мин.)
Вспомнить, что вы знаете о размножении в
органическом мире? Значение терминов из рубрики
«Вспомните» |