Цель урока: сформировать знания об
ароморфозе как одном из направлений эволюции.
Задачи урока: раскрыть основные
направления эволюции; конкретизировать
примерами проявление биологического
прогресса и регресса; охарактеризовать причины
вымирания видов и условия сохранения видов,
подчёркивая особую роль человека в этих
процессах
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: сравнительный анализ на
основе результатов исследования
лабораторной работы.
Оборудование: слайды мультимедиа, таблицы: "Ароморфозы у растений”, "Ароморфозы
у животных”, гербарные образцы растений
различных отделов, инструкционные карты к
лабораторной работе.
Организационный момент.
Актуализация изучения нового материала.
Вводное слово учителя: Развитие жизни на нашей
планете шло по спирали. От простого к сложному, от
низших форм к высшим, от менее совершенных к
более совершенным. В чём же причина таких
изменений? Эволюционный процесс непрерывно идёт в
направлении максимального приспособления живых
организмов к условиям окружающей среды. Смена
условий часто приводит к замене одних
приспособлений другими. Например, появление
лёгких как универсального органа газообмена для
наземных позвоночных или цветка как
совершенного органа размножения у
покрытосеменных растений. Как называется процесс совершенствования
каких-либо форм?
(Прогресс) Что подразумевает прогресс живых организмов?
(Возрастание приспособленности организма к
окружающей среде, ведущее к увеличению
численности и более широкому распространению
вида) Эволюционные изменения, происходящие с
некоторыми видами и более крупными таксонами
(семействами, отрядами), при резких колебаниях
условий среды не всегда оказываются полезными и
не ведут к прогрессу. В таких случаях говорят о
биологическом регрессе. Что же такое биологический регресс?
(Это снижение уровня приспособленности к
условиям обитания вследствие их изменения,
уменьшение численности вида и площади видового
ареала) Давайте подумаем, что с Вашей точки зрения
может привести к резким колебаниям условий
среды?
(Основным фактором является необдуманная
хозяйственная деятельность человека. Вырубка
лесов, распашка земель, осушение болот, добыча
природных полезных ископаемых приводит к
нарушению природного равновесия и как следствие
к биологическому регрессу. А биологический
регресс всегда ведёт к вымиранию вида) Необходимо, однако, отметить, что увеличение
численности вида и широкое распространение
вовсе не обязательно связаны с крупными
изменениями в уровне организации. Например,
серая крыса за последнее столетие резко
расширила ареал и численность её возросла, но
никаких существенных эволюционных изменений для
этого не потребовалось – изменилась только
среда обитания. Она стала непосредственным
Возрастание приспособленности организма к
окружающей среде, ведущее к увеличению
численности и более широкому распространению
вида) Каковы же пути достижения биологического
прогресса?
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами разберем один из этих
путей – ароморфоз. Вы будете выполнять
лабораторную работу в ходе, которой заполнять
таблицу. У вас на партах лежат гербарии растений:
водоросль, мох "Кукушкин лён”, папоротник
"Щитовник мужской”, ветка сосна, шиповник.
Сравните их между собой. Результаты сравнения
занесите в таблицу.
( Работа выполняется по инструктивной карте. В ходе
выполнения работы учащиеся, сравнивая растения
различных отделов по определённым признакам,
заполняют таблицу. В таблице учащиеся отмечают
те изменения, которые возникают у растений в
процессе эволюции. По заполненной таблице
проводится беседа).
- Сравните колонки таблицы между собой. Какие
изменения произошли у растений во внешнем
строении? Какие новые органы появились?
(Появляется деление тела растения на части –
органы. Водоросли – низшие – органов не имеют;
все остальные относятся к высшим растениям, так
как их тело разделено на органы. Мхи – ризоиды,
стебель и листья ; папоротники – корневище,
стебель и листья; голосеменные – хорошо развитый
корень, стебель, листья; покрытосеменные –
корень, стебель, листья и цветки.)
- Как вы думаете, с чем может быть связано
появление новых органов растения?
( Появление новых органов связано с освоением
новых сред обитания и местообитания).
- Как вы думаете, какие изменения внутреннего
строения могут быть связаны с данными
изменениями внешнего строения?
(Всвязи с выходом растений на сушу у них
появляются: покровная, фотосинтезирующая,
проводящая, механическая ткани).
- Чему способствуют эти изменения?
(Благодаря этим изменениям растения
продвигаются вглубь суши, осваивая засушливые
местообитания).
- На основе полученных результатов сформулируйте
понятие "ароморфоз”.
(Аромормоз – такие изменения внешней и
внутренней организации, которые позволяют
организмам занимать новые среды жизни).
(Это определение повторяется несколькими
учащимися в классе, а затем самостоятельно
записывается в тетрадь).
Идея о возможных путях достижения
биологического прогресса в процессе эволюции
была разработана российским
ученым–эволюционистом А.Н.Северцовым в 1925 г.
4. Домашнее задание |