На уроке используются: гербарные
экземпляры растений разных групп (водоросли, мхи,
папоротники, голосеменные, цветковые), рисунки с
изображениями растений, магнитофонные записи
«монологов» растений и «Вальса цветов».
Внимательно слушаем музыкальный
эпиграф к уроку (звучит фрагмент «Вальса цветов»
П.И. Чайковского). Какая группа живых организмов
будет в центре нашего внимания сегодня на уроке?
Правильно, растения!
Итак, тема нашего урока – «Многообразие
растений» (запись на доске и в тетрадях).
В качестве интеллектуальной разминки я хотела бы
предложить вам вопрос: в каких соотношениях
находятся понятия «цветы» и «растения»? Учащиеся
в течение минуты работают на «мыслительных»
листах, записывая краткую формулировку ответа.
После того, как листы будут сданы, обсуждаются
варианты ответов и формулируется правильный.
Кроме цветковых на земле существуют и другие
группы растений.
Цель : выяснить, какие бывают
растения. По каким признакам можно различить
растения разных групп?
Всего на Земле более 350 тысяч видов
растений (запись на доске и в тетрадях). Это очень
большое число. Если мы с вами будем каждую
секунду называть по одному растению, то на
перечисление всех видов растений нашей планеты
нам понадобится почти 97 часов.
Все растения ученые разделили на несколько
групп. Внимательно прослушайте монологи хорошо
знакомых вам растений и определите названия этих
групп.
Звучат записанные на магнитофон
«монологи», учащиеся отгадывают названия
растений, учитель задает ряд уточняющих
вопросов. На доске записываются названия групп
растений и вывешиваются изображения растений
каждой группы.
С головой уйдя под волны, зеленеем меж
камней,
Нет у нас цветков и листьев; если честно, нет
корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.
– Почему водоросли «пропадут на суше»?
Каких органов нет у водорослей?
Меж клюквы и морошки, среди лесных
болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.
– Почему нужно наклониться, чтобы
встретиться с мхом?
– Почему мхи растут во влажных местах?
– По каким признакам можно распознать мхи?
Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.
– Чем папоротники отличаются от
других растений?
– Объясните смысл фразы: «Наш очень древний род
из прошлого планеты тепло и свет несет».
Мы своим зеленым видом круглый год вам
всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем – никогда мы не цветем.
– Каковы признаки большинства
голосеменных растений?
– Почему голосеменные получили такое название?
– Можно ли шишку считать плодом? Почему? И почему
голосеменные несут нам радость?
Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
– Чем цветковые отличаются от всех
других растений? Где они обитают?
– Какое название вы бы предложили для этой
группы по аналогии с голосеменными?
Далее учащиеся выполняют практическую
работу по инструктивной карте.
1. Рассмотрите выданные вам гербарии;
определите, к каким группам относятся эти
растения.
2. Сделайте в тетради рисунки, подпишите название
каждого растения и группы, к которой оно
относится.
3. Выпишите из текста учебника отличительные признаки царства растений. При
необходимости напишите дополнения, опираясь на
собственные знания.
Почему растения считают клеточными
ядерными организмами? |