Пятница, 22.11.2024, 03:33                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [91]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [31]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » БИОЛОГИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Многообразие ракообразных и их роль в биоценозах
17.07.2012, 18:43
Цели урока:

  • Образовательные: Познакомиться с многообразием ракообразных; разнообразием их сред обитания; выяснить значение ракообразных в природе и в жизни человека.
  • Развивающие: Развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой, публично выступать и слушать товарища, анализировать полученную информацию, делать выводы.
  • Воспитательные: Воспитывать активную гражданскую позицию, бережное отношение к природе, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: презентация "Многообразие ракообразных" (с использованием фото- и видеоматериалов), рисунки учебника, дополнительная литература по выбору учащихся, диск "Магия волн" - музыка для релаксации.

Ход урока:

1.Организационный момент.

В школе шумной и веселой прозвенел звонок.
И сейчас я приглашаю всех вас на урок.
Приготовили, что нужно для урока вам?
Значит, в путь, смелее, вместе, к новым берегам!

2. Актуализация знания учащихся.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучать животных, относящихся к классу Ракообразных. Сейчас мы проведем небольшой блиц-опрос по изученному материалу.
Блиц-опрос (фронтальная беседа по вопросам):
  1. К какому типу относятся Ракообразные?
  2. Какой покров имеют членистоногие?
  3. Почему тип Членистоногие так назван?
  4. Какая симметрия характерна для членистоногих?
  5. От каких животных произошли первые членистоногие?
  6. Какие две группы объединяет класс Ракообразные?
  7. Сколько пар усиков у ракообразных?
  8. Какие отделы тела есть у речного рака?
  9. Сколько у него ходильных ног?
  10. Какие у него глаза?
  11. Замкнутая или незамкнутая кровеносная система у речного рака?
  12. Какие у него органы дыхания?
  13. Какие два отдела имеет желудок?
  14. Какие имеются органы выделения?
  15. Что такое половой диморфизм?
Наш блиц-опрос окончен. Вы с ним успешно справились, вспомнили внешнее и внутреннее строение ракообразных. И сегодня мы продолжим знакомиться с этими интересными животными. Урок у нас будет необычный. Он пройдет в виде пресс-конференции, в ходе которой мы познакомимся с многообразием ракообразных; значением ракообразных в природе и жизни человека и ответим на вопрос: "Необходима ли охрана ракообразных"?
3. Изучение нового материала.

Я приглашаю вас в живой природы мир.
Ракообразные сегодня – главный наш ориентир.
Узнаем мы о крабах и омарах.
Получим информацию об их разнообразных нравах.
Вопрос возник, иль снова сомневаемся –
Тогда к специалистам обращаемся.
Понять под силу нашему уму
Кто? Где? Какой? Откуда? Почему?
На нашей пресс-конференции присутствуют корреспонденты различных газет, которые знакомят читателей с обитателями рек, морей и океанов и следующие специалисты. На все интересующие вопросы корреспондентов они постараются дать исчерпывающие ответы. Выступления наших специалистов будут сопровождаться показом фотографий ракообразных на экране. Будьте внимательны, эта информация вам будет необходима на последующих этапах урока.

Выступления учащихся.

Вопрос: Какова среда обитания ракообразных? – корреспондент газеты "Тайны морей"
Океанолог: Почти три четверти нашей планеты занято океанами и морями, образующими один огромный дом для жизни на Земле. Жить в море во многих отношениях легче, чем на суше, поэтому неудивительно, что громадное множество разнообразных животных и растений обитает в океане повсюду, от ярко освещенной солнечными лучами поверхности до глубочайших, погруженных в постоянный мрак впадин. Водная стихия – это и царство ракообразных. На суше приспособились жить очень немногие из них (мокрицы, сухопутные крабы). Ряд ракообразных (карпоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб, циклопы являются промежуточными хозяевами личинок паразитических червей. Щитни на передней части тела имеют щит, обитают в мелких пересыхающих водоемах; малочисленны. Некоторые из них — пища рыб, другие — вредны (обгладывают побеги риса). А всего ракообразных, по последним подсчетам, около 35 тыс. видов.

Учитель: Я хочу добавить интересные факты о животных, изображенных на слайде. Знаете ли вы, что мокрица получила свое название за то, что в засушливые периоды, а также, защищаясь от врагов она скатывается в маленькие шарики, мокрые на ощупь. А щитни представляют собой самых настоящих живых ископаемых. Они практически не изменили своего облика за 200 млн. лет. Такое постоянство объясняется коротким сроком их активной жизни (3-4 недели) и чрезвычайной стойкостью покоящихся яиц к неблагоприятным условиям среды. Рак-богомол – настоящий враг креветок. Он больше известен под именем убийцы креветок. Посмотрите на его клешни: недаром креветки держатся от него подальше.

Вопрос: Что такое планктон? Какие организмы его образуют? Его роль в водном биоценозе? – корреспондент газеты "Девятый вал"

Гидробиолог: Планктон (от греч. планктос – блуждающий) – совокупность организмов, населяющих толщу воды континентальных и морских водоемов и не способных противостоять переносу течениями. Мелкие ракообразные – дафнии и циклопы, входят в состав планктона. Они составляют пищу для мальков рыб, являются основой сухого корма для аквариумных рыбок, а для некоторых рыб служат добычей в течение всей их жизни. Морской планктон содержит большое количество морских ракообразных, в том числе бокоплавов. Их длина 0,5-28 см. Плавают на боку. Служат пищей многим промысловым рыбам, тюленям, китам и некоторым птицам. Входят в состав криля.
Таким образом, планктонные рачки составляют очень важное и необходимое звено в цепях питания водного биоценоза. Также благодаря обитающим в воде планктонным организмам происходит процесс естественного самоочищения водоемов.

Учитель: Например, дафнии питаются, отфильтровывая из воды различные водоросли, простейших и бактерии. Так, одна дафния магна за сутки способна съесть до 40 млн. одноклеточных организмов, главным образом бактерий.

Зоолог: Я тоже хочу сообщить интересную информацию. Среди планктонных ракообразных есть интересные, так называемые ракушковые рачки. Они ночью светятся, причем светиться могут не только живые, но и высушенные, а потом размоченные рачки. Во время Второй мировой войны японские офицеры брали в ладонь левой руки щепотку сухих ракушковых рачков, увлажняли их и при таком незаметном врагу свете читали какое-либо донесение, рассматривали карту и писали документы. Высушенные рачки светятся при увлажнении даже через 30 лет.

Вопрос: А есть ли среди ракообразных еще необычные диковинные животные? – корреспондент газеты "Морские диковинки"

Зоолог: А как же? Убедитесь сами. Очень трудно поверить, что это тоже ракообразные. Долго ученые считали этих животных моллюсками. Это представители низших усоногих раков – морской желудь и морская уточка. Они теряют характерную внешность ракообразного, потому что во взрослом состоянии ведут совершенно неподвижный образ жизни. Живут в морях. Прирастают к береговым скалам, камням и другим подводным предметам, например, к раковинам моллюсков, к днищу кораблей. Морские прилипалы так цепки, что даже смерть не отрывает их от корабля, на котором они поселились. Когда корабль входит в реку, многие из них гибнут от пресной воды, но и мертвые они не отцепляются от днища.

Вопрос: Что такое симбиоз и можно ли его наблюдать у ракообразных? – корреспондент газеты "Волны над нами"

Зоолог: Симбиоз - (от греч. symbiosis — совместная жизнь), форма совместного существования двух организмов разных видов. Часто симбиоз взаимовыгоден для обоих симбионтов: например, симбиоз между раком-отшельником и актинией. Поселяясь на раковине рака, актиния своими жгучими щупальцами защищает себя и рака-отшельника от хищников и в то же время питается остатками его пищи.
Учитель: Очень интересно ведут себя раки-отшельники. Они прячут свое мягкое брюшко в пустых раковинах улиток, вытаскивая ее из дома и поселяясь в нем. Вход в раковину рак закрывает клешней.

Вопрос: Как представитель единственной сухопутной газеты, я хотел бы больше узнать из жизни сухопутного краба – корреспондент газеты "У самого синего моря"

Зоолог: Из крабов, живущих на суше, наиболее интересны пальмовые воры. Их личинки живут в море, а взрослые особи совсем с ним расстались. Они даже могут в нем захлебнуться. Невероятные истории рассказывают про пальмового вора. Будто бы он вскрывает своими крепкими клешнями кокосовые орехи и лакомится их содержимым, влезая на пальмы двадцатиметровой высоты, чтобы состричь оттуда орехи. Сила клешней пальмового вора огромна – он вполне может клешней отрезать палец у человека.
Учитель: Хочу добавить, что эти крабы так отъедаются на маслянистых кокосовых орехах, что иногда из одного краба можно вытопить около полутора килограммов превосходного масла. Брюшко у пальмовых воров, как и у раков-отшельников, мягкое, не защищено панцирем. Молодые пальмовые воры еще носят раковину улитки на брюшке, но через несколько месяцев наступает время, когда все раковины и даже скорлупки от кокосовых орехов становятся им малы, и брюшко приходится просто подгибать под свою головогрудь.

Вопрос: А можно ли ракообразных употреблять в пищу? – корреспондент газеты "Дары моря"

Диетолог: Многие виды высших раков употребляются в пищу. Крабов, омаров, лангустов, креветок промышляют ради мяса практически во всех странах мира. Мясо ракообразных вкусное, малокалорийное, содержит много микроэлементов. Самый знаменитый из промысловых крабов – камчатский краб. Мясо его считается деликатесом, и хозяйки гордятся, если они могут предложить гостям салат из крабов.

Вопрос: Расскажите о способах лова ракообразных – корреспондент газеты "Море шумит"

Промысловик: Каждый год в море уходят большие пароходы, с борта которых добывают крабов, а потом там же консервируют мясо крабов. Ловят крабов в сети на глубине 40-60 м. Сети с запутавшимися в них крабами катера доставляют на свой плавучий завод, и крабов там немедленно обрабатывают. Для консервов используют мясо из клешней и ножек крабов, правда, ножки эти длиной 30-50 см.

Учитель: Среди ракообразных есть рекордсмены. Так самым крупным из всех ракообразных считается гигантский японский краб макрохейра, которого еще называют крабом на ходулях. Взрослые представители этого вида имеют клешни размахом 3,5 м. Весят такие экземпляры более 18 кг.  Самыми долгоживущими среди ракообразных являются американские омары, особо крупные экземпляры живут до 50 лет.

Вопрос: Опасно ли загрязнение океанов для ракообразных? – корреспондент газеты "Жизнь океана"

Эколог: Сегодня обитатели морей страдают от губительных загрязнений, вызванных деятельностью человека. И ракообразные – не исключение. Один из наиболее опасных загрязнителей – нефть, попадающая в воду при аварии танкеров или при добыче ее из морских глубин. "Черный прибой" приносит гибель и опустошение обитателям моря. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой и разгрузкой нефти.

"Зеленые": Ракообразные, обитающие в воде, очень чувствительны к ее качеству и, особенно, к содержанию кислорода. Поэтому для сохранения этих животных необходима охрана мест их обитания. Любое вмешательство человека, приводящее к нарушению гидрологического режима рек, отрицательно сказывается на популяциях ракообразных. Существенный урон численности ракообразных наносит и неумеренный вылов. А ведь речные раки имеют кроме промыслового значения еще и санитарное, так как очищают водоемы от погибших растений и животных. Крупные ракообразные – прекрасная пища для человека, поэтому желательно наладить их разведение с целью дальнейшего практического использования. Во многих странах Европы неоднократно предпринимались попытки такого рода. Многие опыты оказались успешными. В настоящее время раков успешно разводят в США, Австралии и некоторых других странах. Попытки наладить воспроизводство редких ракообразных не предпринимались, однако сделать это вполне реально. Введение этих видов в культуру не только позволит сохранить генофонд, но и даст возможность восстановить их былую численность, ареал и, быть может, использовать их для нужд пищевой промышленности.

Учитель: А теперь посмотрите небольшой кинофрагмент и после просмотра ответьте на вопрос: "Почему омары являются объектом для промысла"?

Физкультминутка: Наша конференция подошла к концу. Она была содержательной, интересной, все вы были очень активны. А сейчас расслабьтесь, сбросьте напряжение, можете закрыть глаза и мысленно пронеситесь по морскому побережью, слушая музыку волн.

Подведение итогов конференции:
А теперь давайте вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока:
- В чем же значение ракообразных? При ответе на этот вопрос вы можете использовать знания, полученные в ходе пресс-конференции и из материала учебника на стр. 148.
- Нуждаются ли ракообразные в охране? Почему?

4. Закрепление изученного материала.
А сейчас я хочу предложить вам кроссворд-калейдоскоп "Кто он?"
Если вы правильно разгадаете названия ракообразных по фотографиям и описаниям, то из букв в выделенных клеточках должно получиться имя древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, первым описавшего около 20 видов десятиногих раков.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Воспитатель Александра Македонского.

Б

О

К

О

П

Л

А

В

 


 

 

К

Р

А

Б

 
 

М

О

К

Р

И

Ц

А

 

Б

А

Л

Я

Н

У

С

 

 
 

К

Р

Е

В

Е

Т

К

А

 

 

 

О

М

А

Р

 

А

Н

Т

Е

Н

Н

У

Л

А

 

А

Н

Т

Е

Н

Н

А

 

Ц

И

К

Л

О

П

 
Щ

И

Т

Е

Н

Ь

 
 


5.Подведение итогов урока, выставление оценок.
Сегодня на уроке мы познакомились с многообразием ракообразных, выяснили их значение в природе и жизни человека, необходимость их охраны.
Выставление оценок за урок.

6. Задание на дом.
Изучить текст на стр. 148-149; творческое задание: написать статью в журнал «Юный натуралист» о необходимости охраны ракообразных.

7. Рефлексия.
Ребята, мне важно, понравился ли вам сегодняшний урок. При выходе из класса, оцените его по пятибалльной шкале.
Интересные факты о ракообразных.

1. Я хочу добавить интересные факты о животных, изображенных на слайде. Знаете ли вы, что мокрица получила свое название за то, что в засушливые периоды, а также, защищаясь от врагов она скатывается в маленькие шарики, мокрые на ощупь. А щитни представляют собой самых настоящих живых ископаемых. Они практически не изменили своего облика за 200 млн. лет. Такое постоянство объясняется коротким сроком их активной жизни (3-4 недели) и чрезвычайной стойкостью покоящихся яиц к неблагоприятным условиям среды. Рак-богомол – настоящий враг креветок. Он больше известен под именем убийцы креветок. Посмотрите на его клешни: недаром креветки держатся от него подальше. (после океанолога)

2. Например, дафнии питаются, отфильтровывая из воды различные водоросли, простейших и бактерии. Так, одна дафния магна за сутки способна съесть до 40 млн. одноклеточных организмов, главным образом бактерий. (после гидробиолога)

3. Очень интересно ведут себя раки-отшельники. Они прячут свое мягкое брюшко в пустых раковинах улиток, вытаскивая ее из дома и поселяясь в нем. Вход в раковину рак закрывает клешней. (после зоолога 3)

4. Хочу добавить, что эти крабы так отъедаются на маслянистых кокосовых орехах, что иногда из одного краба можно вытопить около полутора килограммов превосходного масла. Брюшко у пальмовых воров, как и у раков-отшельников, мягкое, не защищено панцирем. Молодые пальмовые воры еще носят раковину улитки на брюшке, но через несколько месяцев наступает время, когда все раковины и даже скорлупки от кокосовых орехов становятся им малы, и брюшко приходится просто подгибать под свою головогрудь. (после зоолога 4)

5. Среди ракообразных есть рекордсмены. Так самым крупным из всех ракообразных считается гигантский японский краб макрохейра, которого еще называют крабом на ходулях. Взрослые представители этого вида имеют клешни размахом 3,5 м. Весят такие экземпляры более 18 кг.
Самыми долгоживущими среди ракообразных являются американские омары, особо крупные экземпляры живут до 50 лет. (после диетолога)
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, открытый урок биологии, экология
Просмотров: 3998 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru