Цель:
1. Научиться описывать
фенотипы растений, используя их
морфобиологические характеристики.
2. Научиться определять факторы , оказывающие
влияние на формирование фенотипов.
Оборудование: Комнатные растения или
гербарии растений одного вида и разных видов
одного рода. Таблицы: "Типы корневых систем”,
"Листорасположение”, "Жилкование листьев”,
"Простые и сложные листья”.
Ход работы
- Теоретическая часть
Фенотипом называется совокупность всех
внешних и внутренних признаков и свойств
организма. Генотип – совокупность всех генов
одного организма. Гены наследуются практически
не изменяясь из поколения в поколение.
Проявление действия генов и характер
возникающего признака зависят от условий среды.
Может быть различной освещенность, состав почвы,
влажность, температура и т.п. Один и тот же
генотип может в разных условиях среды проявлять
разное значение признака. Организм наследует способность формировать
определенный фенотип в конкретных условиях
среды. Однако, имея одинаковый генотип организмы
могут внешне отличаться друг от друга.
- Практическая часть:
1. Рассмотрите и опишите по
плану два растения одного вида, находящихся в
разных условиях (на примере комнатных растений
кабинета биологии).
2. Рассмотрите и опишите растения разных видов
одного рода.
3. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Название
растения |
Признаки
фенотипа |
|
|
4. Сделайте вывод, отвечая на
вопросы:
а) какие факторы оказали влияние на
формирование фенотипа
б) каковы фенотипические особенности данного
организма
План описания растения.
1. Тип корневой системы, видоизменения
(при работе с гербарием)
2. Стебель (положение в пространстве,
видоизменения)
3. Лист (форма, жилкование, листорасположение,
видоизменения)
4. Цветок или соцветие.
5. Плод (сухой или сочный, одно или многосемянный) |