Суббота, 04.05.2024, 06:44                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [91]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [31]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » БИОЛОГИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Конспект урока "Двудольные. Сложноцветные. Подсолнечник"
13.03.2013, 19:55

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса растений

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление об отличительных чертах семейства сложноцветных.
  • Познакомить с представителями этого семейства, которые выращивают в Московской области.
  • Учить распознавать их и отличать от представителей других семейств.

Коррекционно - развивающие.

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного ,слухового и тактильного восприятия .
  • Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.

  • Формировать бережное отношение к природе. Формировать основы экологического сознания.

Словарь: Сложноцветные, подсолнечник, обертка.

1. Организационный момент. Подготовка рабочего места

2. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе". Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме: Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей, т.е. количество понятий может быть меньше).

Двудольные - тыквенные - огурец.

Прочитайте, что у вас получилось.

Проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы. (Отгадайте загадки о кабачке, тыкве, огурце и соотнесите отгадки с картинками.)

К какому семейству растений относятся эти растения?

Какая у этих растений корневая система?

Какое у них жилкование листьев?

Сколько у этих растений семядолей в семени?

Где у двудольных растений находится запас питательных веществ?

Отгадайте ещё одну загадку:

Золотое решето чёрных домиков полно.

4. Сообщение темы и начало показа презентации. Сегодня мы познакомимся с новым семейством - семейством сложноцветных. Ученые выделили эти растения в отдельное семейство, так как они имеют общие признаки (строение цветка, плода), их выращивание связано с определёнными условиями , они отличаются от других растений способами выращивания И познакомимся с новым растением. Это растение - подсолнечник.

План урока: (Вывешивается на доске)

1. Происхождение подсолнечника.

2. Применение подсолнечника.

3. Строение подсолнечника.

4. Виды подсолнечника.

5. Выращивание подсолнечника.

6. Использование подсолнечника.

5. Новый материал:

Подсолнечник - двудольное растение, которое относится к семейству сложноцветных. Почему это растение относится к классу двудольных растений вы понимаете.

6. Словарная работа. А почему семейство этих растений назвали "сложноцветные"? Оказывается за строение соцветия цветка, у которого цветки собраны в соцветие - корзинку. Само же название подсолнечник, как считают учёные, произошло от латинских слов "солнце" и "цветок".

7. Новый материал: 

Родина подсолнечника - Америка. На полуострове Калифорния сохранились заросли его дикорастущих родичей. Но они заметно отличаются от культурного подсолнечника однолетнего. Около 500 лет назад семена этого растения привезла в Испанию экспедиция Христофора Колумба. Оно стало украшением садов Мадрида, а позже - и всей Европы.

В начале !8 века, при Петре первом подсолнечник появился в России, в цветниках любителей экзотических растений. Затем он обжил деревенские палисадники. Семечки в то время были лишь лакомством. Но в1829 г. крестьянин Данила Бокарёв из села Алексеевка Воронежской губернии отжал из семян подсолнечника с помощью ручной маслобойки масло красивого золотистого цвета. Его отличный вкус и неповторимый аромат понравился односельчанам предприимчивого крестьянина. Дело быстро пошло в гору, и в 1833 г. в Алексеевке построили первый в мире маслобойный завод по переработке подсолнечника. Из Воронежской губернии масло стали вывозить на продажу во многие города России, а вскоре и за границу. Интересно, что на свою родину, в Америку, семена многих масличных сортов подсолнечника попали из России, где их закупили американские фермеры.

Подсолнечник быстро растёт и даёт большой объём зеленой массы, но в условиях Московской области не вызревает, поэтому здесь его выращивают на корм скоту, как сырье для производства силоса. Вспомните, какое ещё растение в нашей местности выращивают с такой же целью.

А декоративные сорта украшают цветники.

8. Первичное закрепление.

Заполните таблицу "Использование подсолнечника",

Использование подсолнечника.

Корм животным Употбляется в пищу человеком Украшение цветников

Давайте познакомимся со строением подсолнечника.

Большинство видов подсолнечника, как правило, крупные растения - до 3 метров высотой. Обладает мощной корневой системой, быстро развивающейся до 140 см в глубину (в особо оптимальных условиях - до 5 м) и до 120 см в ширину Стебель и листья густо покрыты щетинистыми волосками. Листья овально-сердцевидные с тремя главными жилками. Зелёные листья фотосинтезируют ( вспомните, что такое фотосинтез, или можно напомнить, что фотосинтез - это процесс образования питательных веществ на свету). Соцветия в форме многоцветковых корзинок. Внутри корзинки расположены трубчатые цветки, по краям - язычковые. Из последних не образуются семена.

Подсолнечник опыляется пчёлами, и эти цветки привлекают их внимание. После опыления на месте цветков появляются плоды - семянки, в которых и накапливаются образованные в листьях вещества. Снаружи корзинка как бы обёрнута зелёными листочками. Это обёртка.

Это интересно: Самый высокий подсолнечник был выращен в Нидерландах - его высота достигала 7,5 м. Самая широкая корзинка была у подсолнечника, выращенного в Канаде, - ее диаметр составил 82 см. Самый маленький цветущий подсолнечник, выращенный в стиле бонсай цветоводами Орегона, достигал в высоту лишь 5 см.

Подсолнечник относится к классу двудольных растений. У него две семядоли в семени, стержневая корневая система, травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев.

Подсолнечник - однолетнее растение. Это значит, что от посадки до сбора семян проходит одно лето.

Цветки подсолнечника собраны в соцветие корзинка. В каждом цветке 5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик. К осени на месте цветков созревают плоды. Плод подсолнечника сухой - семянка.

9. Физкультминутка.

За много лет выращивания подсолнечника человек вывел много его сортов. Познакомимся с ними. Формы культурного однолетнего подсолнечника делят на 3 группы: 1) грызовые - имеют крупные семянки, с относительно небольшим ядром, что обусловливает их пониженную масличность не; 2) масличные - с более мелкими семянками, 3) межеумки - формы, переходные между грызовыми и масличными. В Росси производственное значение имеют сорта масличного подсолнечника. А также много видов декоративного подсолнечника, который сажают для украшения цветников.

Выращивание подсолнечника.

Это теплолюбивое растение. От посева до сбора семян проходит 120 - 150 дней, поэтому выращивают подсолнечник в южных районах.

Сроки посева: Подсолнечник высевают, когда температура почвы на глубине 6-8 см. составляет 8-10°С (конец второй - начало третьей декады апреля). Глубина заделки семян: 6-8 см,

Уход за посевами: предусматривает довсходовое боронования через 4-6 дней после посева, а после образования двух пар настоящих листочков - боронования по всходам и дальнейшим окучиванием растений.

Во время ухода за посевами следует обеспечить эффективную борьбу с сорняками, вредителями, болезнями, сохранить оптимальную густоту растений, создать благоприятные условия для их роста и развития. Для лучшего опыления и повышения урожая на посевах подсолнечника надо ставить пасеку.

Уборка урожая: в начале побурения корзин. Собранные семена немедленно сушат.

Вредители, болезни: из вредителей подсолнечника надо отметить подсолнечную моль, гусеницы которой повреждают семянки. В результате селекции в настоящее время получены панцирные сорта, которые противостоят гусеницам моли. Из других насекомых, паразитирующих на подсолнечнике, можно упомянуть подсолнечного усача и подсолнечную шипоноску, которые выедают сердцевину стебля, но большого вреда растению не приносят. Самый страшный враг подсолнечника - заразиха. Это однолетнее цветковое растение, поселяющееся на корнях подсолнечника, не имеющее ни органов ассимиляции, ни корней и являющееся типичным паразитом.

С давних времён известны лечебные свойства подсолнечника.

Пережаренное масло употребляют в виде масляных повязок для лечения ран и ожогов, опрелостей.

Масло подсолнечное используют также для масляно-щелочных ингаляций при заболеваниях носоглотки. Его употребляют как слабительное средство при запорах. Краевые цветки используют при гриппе, воспалительных процессах дыхательных путей, как противолихорадочное средство при малярии, желтухе, ревматизме, радикулите, невралгии, болях в сердце.

В народной медицине настойку цветков и листьев применяют как противолихорадочное средство, для улучшения аппетита, как хорошее обволакивающее средство при кашле, бронхиальных спазмах, желудочно-кишечных коликах, болях в желудке, при малярии, нервных заболеваниях, при крапивнице, судорогах. Масляной вытяжкой из измельченной "шляпки" подсолнечника в период его созревания растирают больные суставы.

На предприятиях пищевой промышленности подсолнечник перерабатывают и производят из него:

Подсолнечное масло, которое затем употребляется для приготовления пищи и для технических нужд. Из подсолнечного масла получают маргарин. Масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности. В некоторых странах отработанное кулинарное масло используют в качестве добавки к моторному топливу.

Отходы производства подсолнечного масла (жмых и шрот) используются для производства халвы и как высокобелковый корм для скота.

В России ещё до изобретения производства подсолнечного масла, поджаренные семянки подсолнечника использовались как народное лакомство (семечки). Собственно, существует даже особый подвид масличного подсолнечника: грызовой подсолнечник, с особенно крупными семянками.

Стебли подсолнечника служат сырьём для производства бумаги и картона, а в степных районах с успехом заменяют дефицитные дрова. Оставшаяся при этом зола - прекрасное удобрение. Лузга подсолнечника используется для производства биотоплива - топливные брикеты.

Подсолнечник - важное медоносное растение. Мёд из нектара цветущего подсолнечника золотисто-жёлтого цвета, обладает слабым ароматом и несколько терпким вкусом.

Менее известно, что подсолнечник является каучуконосным растением. В последнее время селекционированы сорта, выделяющие латекс из надрезов стебля в значительных количествах. Резины, произведённые на его основе, отличаются гипоаллергенностью по сравнению с натуральным и синтетическими каучуками.

10. Проверка пройденного в виде теста "Проверь себя".

К какому классу растений относится подсолнечник?

К классу однодольных растений. К классу двудольных растений.

Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?

Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени. Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка

Почему он получила название "сложноцветная"?

За расположение листьев За строение соцветия. За строение венчика цветка.

К какой группе растений относится подсолнечник?

Однолетнее. Двулетнее. Многолетнее.

Сколько дней проходит от посева до сбора урожая?

40 - 70 дней. 150 - 180 дней. 120 - 150 дней.

Для чего человек выращивает подсолнечник?

Употребление в пищу. Как корм животным. Для украшения цветников.

11. Выставление оценок

12. Домашнее задание Подготовить рассказ о подсолнечнике и его применении.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, открытый урок биологии, экология
Просмотров: 2676 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru