- Образовательная: познакомить учащихся со своеобразием растительного
и животного мира различных материков Земли; развивать умения выявлять черты
приспособленности к различным условиям среды;
- Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии
животного и растительного мира, развивать познавательный интерес,
способствовать развитию речи, мышления, внимания, любознательности, умения
работать с учебником, выделять главное;
- Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах
или в парах), любви к природе, интереса к предмету через развитие творческой
активности учащихся, воспитывать культуру учебного труда: навыки аккуратного
ведения записей в тетради, оформления таблицы.
Общая дидактическая цель: создать условия для знакомства с растительным и
животным миром материков
Методы обучения, применяемые на уроке:
По источнику знаний:
- Словесные (рассказ учителя);
- Наглядные (фотографии, слайды);
- Практические (работа с текстом учебной статьи).
По характеру познавательной деятельности учащихся: частично-поисковый,
репродуктивный, иллюстративный.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Формы:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах.
Ресурсы к уроку: глобус, географическая карта полушарий, картины с
изображением животных и растений разных материков, компьютер, проектор, экран,
учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2006г.
Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы ученика.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала
предыдущих уроков и на жизненном опыте. Разминка — викторина «Самый, самая,
самое...».
а) Сколько материков на Земле? Назовите их. Шесть материков: Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
б) Самый большой материк? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро —
это... Байкал. 1639 м.
в) Самый маленький и сухой материк? Австралия.
г) Самый жаркий материк? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты –
это... Нил.
д) Самый влажный материк? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река
планеты — это... Амазонка.
е) Самый холодный материк? Антарктида. -89,2°С.
– Молодцы!
III. Мотивационный этап:
Демонстрация животных: кенгуру, жираф, пингвин.
Назовите этих животных. Где они обитают?
Как вы думаете – какова тема нашего урока?
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по материкам, где
живут живые существа. Итак, тема нашего урока: «Жизнь на разных
материках».
Учащиеся записывают тему урока.
Исходя из темы, давайте попробуем сформулировать цель урока (учащиеся
самостоятельно формулируют общую цель: познакомиться с растительным и животным
миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к
различным условиям их обитания).
IV. Изучение нового материала
У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Изучать
материал будем по принципу: выучу сам, научу других. Откройте учебники на с.
123–127. Рассмотрите страницы. Давайте составим план работы.
План:
1. Наиболее интересный представитель растительного мира материка.
2. Особенности его строения и жизнедеятельности.
3. Наиболее интересный представитель животного мира материка.
4. Особенности его строения и жизнедеятельности.
По учебнику изучаем материал, затем обучаем весь класс. Класс делится на
группы и каждая группа получает задание.
Группа 1 «Евразия».
Цель: изучить особенности растительного и животного мира Евразии на
примере Китая.
1. Прочитайте текст на стр.123 «Евразия».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу
- Наиболее интересный представитель растительного мира Евразии на примере
Китая.
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
- Наиболее интересный представитель животного мира Евразии на примере
Китая.
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
Группа 2 «Африка».
Цель: изучить особенности растительного и животного мира Африки.
1. Прочитайте текст на стр.124 «Африка».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу
- Наиболее интересный представитель растительного мира Африки.
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
- Наиболее интересный представитель животного мира Африки.
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
Группа 3 «Северная Америка».
Цель: изучить особенности растительного и животного мира Северной
Америки.
1. Прочитайте текст на стр.124 «Северная Америка».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:
- Наиболее интересный представитель растительного мира Северной Америки
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
- Наиболее интересный представитель животного мира Северной Америки
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
Группа 4 «Южная Америка».
Цель: изучить особенности растительного и животного мира Южной
Америки.
1. Прочитайте текст на стр.125 «Южная Америка».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:
- Наиболее интересный представитель растительного мира Южной Америки
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
- Наиболее интересный представитель животного мира Южной Америки
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
Группа 5 «Австралия».
Цель: изучить особенности растительного и животного мира Австралии.
1. Прочитайте текст на стр.125 «Австралия».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:
- Наиболее интересный представитель растительного мира Австралии
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
- Наиболее интересный представитель животного мира Австралии.
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
Группа 6 «Антарктида».
Цель: изучить особенности растительного и животного мира Антарктиды.
1. Прочитайте текст на стр.125«Антарктида».
2. Подготовьте ответы на следующие вопросы и заполните таблицу:
- Наиболее интересный представитель растительного мира Антарктиды.
- Особенности его строения и жизнедеятельности.
- Наиболее интересный представитель животного мира.
- Особенности его строения и жизнедеятельности
Учащиеся знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных
представителей растительного и животного мира. Назначают руководителей групп.
Читают и в тексте выделяют организмы, живущие на материке и их особенности.
Каждая группа активно работает, обсуждая ответы на вопросы. Заполняют
соответствующую строку в таблице в тетрадях. Выступают руководители групп.
Ученик рассказывает материал, заполняет строку в таблице. Учащиеся слушают и
заполняют таблицу.(Слайд 6)
п/п |
Название материка |
Представитель растительного мира |
Особенности его строения и
жизнедеятельности |
Представитель животного мира |
Особенности его строения и
жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
|
Учитель дополняет, (сопровождает рассказ учащихся показом слайдов),
показывает фото объектов, о которых идет речь.
Хорошо! Прекрасно справились и с этим заданием. Живой мир очень разнообразен,
а какие еще живые организмы населяют эти материки? Чтобы ответить на этот
вопрос, мы обратимся с вами к учебнику.
Работа в парах. Работа по физической карте полушарий на стр.126–127.
Задание: внимательно рассмотрите растительный и животный мир на разных
материках и ответьте на следующие вопросы: (на каждой парте листочки с
вопросами)
1. На каком материке водится страус эму? Австралия.
2. На каком материке нет змей? Антарктида.
3. На каком материке обитает самое медлительное животное – ленивец? Южная
Америка.
4. На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.
5. На каком материке обитает самый быстрый зверь на Земле? Африка.
6. На каком материке встречаются койоты? Северная Америка.
– Молодцы!
V. Этап закрепления знаний
Наш урок подходит к завершению, и мы подводим итоги. Мы узнали о некоторых
животных и растениях, обитающих на разных материках. Конечно, живой мир очень
разнообразен, еще больше узнаете в старших классах. А сейчас, хочется убедиться,
что изученное вами запомнилось.
1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились
сегодня в ходе урока (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый
скунс, виктория регия, совка агриппина, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и
лишайники, пингвин).
2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам
нужно узнать, о ком идет речь?
- Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека».
- Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.
- Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно
пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.
Скунс.
- Растение – рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и
«полнеть». Баобаб.
- Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых
спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
- Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и
ныряет в ледяной воде. Пингвин.
3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они
живут. «Найди пару».
Рис
Кенгуру
Скунс
Баобаб
Виктория регия
Пингвин |
Австралия
Антарктида
Южная Америка
Евразия
Африка
Северная Америка |
Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.
VI. Рефлексия
1.Что мы сегодня изучали на уроке?
2. Закончите предложение.
Сегодня я узнал, что ________________________________________________
У вас на столах жетоны 3-х цветов. Выберите утверждение, соответствующее
вашему состоянию на уроке VII. Оценивание
VIII. Домашнее задание
Изучить статью на стр.123-125, составить ребусы с названиями животных и
растений.
|