Введением в тему урока (и в весь раздел
«Человек на Земле») могут стать стихотворные
строки Д.Голубкова:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
В начале урока мы поразмышляем о том,
чем человек отличается от животных, и
сформулируем главные вопросы первой темы. Как
человек появился на Земле? Кто были его предки?
Как они изменялись в процессе развития?
Обратимся к тексту учебника. В первых двух
абзацах (с. 140) найдем главную мысль (о возрасте
человечества), запишем в тетрадь ключевые слова (2
млн лет) и сформулируем вопросы по поводу этой
мысли: Почему так давно появился человек? Как
определили возраст человечества? Как выглядели
первые люди?
Продолжим поиск информации. Прочитав следующие
шесть строк, сформулируем вопрос, ответом на
который является этот текст (кто такие
дриопитеки?). Это позволит нам выяснить разницу
между родственниками и предками (стоит
изобразить на доске фрагмент родословного древа)
и обратить внимание на наши родственные
взаимоотношения с современными обезьянами.
После тщательной проработки текста в
ходе беседы учащиеся вполне осилят
самостоятельный вывод и запишут его в тетрадь:
дриопитеки – общие предки человека и обезьян.
Читая текст учебника дальше, нам непременно
захочется получить ответы на следующие вопросы.
Почему климат стал суше? К каким последствиям это
привело? Почему некоторые из дриопитеков
остались в лесах? Почему не все?
Таким образом, мы не только учимся
устанавливать причинно-следственные связи, но и
закладываем фундамент для формирования понятия
«естественный отбор».
«Добравшись» до австралопитека, мы разделимся на
три группы. Учащиеся первого ряда временно
«превратятся» в австралопитеков, и по тексту
учебника и рисункам подготовят «рассказ от
первого лица», т.е. поведают нам то, что мог бы
рассказать о себе австралопитек. Учащиеся
второго ряда становятся дотошными журналистами
(формулируют два вопроса для интервью с
австралопитеком). Третий ряд (аналитики) отбирают
самую важную информацию для записи в тетрадь.
После 5–7 мин подготовки
«австралопитек» рассказывает о себе, его соседи
по ряду уточняют ответ и дополняют его яркими
деталями. Корреспонденты «мучают»
австралопитеков вопросами, аналитики предлагают
ключевые слова, которые после обсуждения все
записывают в тетрадях. После этого – смена ролей:
бывшие «австралопитеки» становятся аналитиками,
корреспонденты превращаются в австралопитеков,
а аналитики осваивают роль журналистов.
Подобным же образом на уроке мы успеваем
проработать материал и про человека
прямоходящего. Многократное повторение текста в
разных вариациях не только делает урок
динамичным и интересным, но и обеспечивает
надежное усвоение материала. Учащиеся вполне
готовы к тому, чтобы дома самостоятельно
выписать ключевые слова для характеристики
неандертальца и кроманьонца. На следующем уроке
мы еще раз вернемся к этому материалу. Роль
журналиста, интересующегося жизнью
неандертальцев и кроманьонцев, возьмет на себя
учитель. Закрепление материала о происхождении
человека тоже возможно в разных формах.
Сначала расположим «портретную
галерею предков» в правильной
последовательности. Мы будем узнавать «предков»
по изображениям на таблицах и рисунках, будем
доказывать свою точку зрения, обращая внимание
на отдельные детали рисунков. Поиграем в
«да–нет» с рассуждениями вслух. При этом один из
учеников будет снимать с «дерева знаний»
листочек с названием своей роли, а класс будет
задавать вопросы, на которые можно отвечать «да»
или «нет». Например: пользовались ли вы огнем;
была ли у вас одежда; умели ли вы говорить? После
каждого ответа автор вопроса комментирует его,
например: «Пользовались огнем, – значит, это не
австралопитеки». Задача класса – как можно
быстрее (т.е. с меньшим числом вопросов)
определить, кто перед ними. Мы непременно
поработаем с вопросами и утверждениями учебника,
обратимся к рубрике «Подумайте» и, может быть,
успеем написать маленькую проверочную работу.
Эмоциональным пиком урока могут стать
следующие стихотворные строки:
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, единственным,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной,
На неустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(Бездарность выжила б едва ли).
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще историй не писали.
А Прометей был после выдуман.
Огонь они добыли сами.
Можно попросить ребят описать свои
чувства, которые они испытывают по отношению к
этим людям. После этого вполне закономерными
будут творческие домашние задания (для желающих):
отчет о путешествии «На машине времени – к людям
прошлого» или страничка из дневника «Один день
из жизни...». |