А) образовательные:
– закрепить основные понятия темы "Внутренняя среда организма”, проверить
уровень усвоения учебного материала;
Б) воспитательные:
– обеспечить формирование основ здорового образа жизни, правил личной
гигиены при рассмотрении инфекционных болезней;
– показать, как знания об иммунитете помогают предотвратить многие тяжелые
заболевания;
– гражданско-патриотическое воспитание через рассмотрение теории иммунитета И.И.
Мечникова.
В) развивающие:
– обеспечить развитие познавательных процессов учащихся в ходе решения
проблемных вопросов и исследовательских задач;
– продолжить развитие общеучебных умений и навыков: сравнивать, анализировать,
обобщать;
– развитие коммуникативных умений при групповой форме работы.
Оборудование: портрет И.И. Мечникова, таблицы "Соединительные
ткани”, "Виды иммунитета”; микроскопы, микропрепараты "Кровь лягушки”, "Кровь
человека”; выставка книг по рассматриваемой теме; презентация.
Предварительная работа:
– деление учащихся на группы (6 групп по 4–5 человек);
– повторение учебного материала по теме "Внутренняя среда организма”
– знакомство с критериями оценивания заданий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация.
"Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает”.
Джованни Боккаччо (итальянский писатель и поэт).
И.И. Мечников определил иммунитет (от лат. immunitas – освобождение,
избавление от чего-либо) как состояние, при котором организм отличается
повышенной устойчивостью и невосприимчивостью к заразным заболеваниям. В 1960-е
годы при изучении защитных механизмов человека наш соотечественник Р.В. Петров
расширил понятие "иммунитет” и назвал его "способом зашиты организма от живых
тел и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации”.
Хороший (сильный) иммунитет защищает от болезней, сохраняет здоровье,
продлевая тем самым жизнь. Поэтому очень важно знать:
– Как осуществляются иммунные реакции?
– Каким образом необходимо поддерживать иммунитет нашего организма?
Ответить на эти вопросы мы сможем, вспомнив основные понятия изученной темы:
"Внутренняя среда организма”. Сегодня свои знания покажут команды, которые
готовились к заданиям, и пусть победит самый эрудированный.
1) "Расскажите”
Задание командам: Защитные механизмы организма обеспечиваются
компонентами крови. Расскажите, что вы знаете о предложенном компоненте крови.
(Выдаются карточки.)
- Состав внутренней среды.
- Плазма крови и ее состав.
- Эритроциты.
- Лейкоциты.
- Тромбоциты.
- Анализ крови.
2) "Кто быстрее”.
Задание командам: Одним из защитных приспособлений организма является
свертывание крови, предохраняющее от потери крови. Составьте схему свертывания
крови.
3) "Выберите правильный ответ”.
Задание командам: Защитные механизмы организма позволяют преодолеть
многие заболевания. А что вы знаете о них? Проверим, выполнив тестовую работу.
4) "Практическое задание”.
Задание представителям команд: Полученные знания необходимо применять на
практике: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!”
Определите на микропрепаратах, где кровь человека, а где кровь лягушки. Ответ
поясните, зарисуйте увиденные клетки, подпишите их названия.
5) "Расшифруйте понятия”.
Задание командам: Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов. Они
принимают участие в клеточном и гуморальном иммунитете. Нельзя разобраться в их
механизме, не зная главных понятий. Вам необходимо сформулировать определения
понятий:
1 – иммунитет, антиген;
2 – антитело, вакцина;
3 – сыворотка, воспаление;
4 – фагоцитоз, Т-лимфоциты;
5 – аллергия, В – лимфоциты;
6– иммунная система, СПИД.
6) "Охарактеризуйте”.
Задание командам: Иммунитет может быть естественным и искусственным.
Первый вырабатывается организмом без искусственных вмешательств, тогда как
второй возникает только после введения в организм специальных лекарственных
форм. Вам предложены разные виды иммунитета, составьте их характеристику.
- Естественный видовой.
- Естественный приобретенный.
- Искусственный пассивный.
- Искусственный активный.
- Специфический иммунитет.
- Неспецифический иммунитет.
7) "Интересно знать”.
Задание командам: Знание состава и свойств внутренней среды организма,
механизмов иммунитета позволяет легко ответить на сложные вопросы.
- "Зеркалом организма” назвал кровь видный французский физиолог Клод
Бернар. Поясните.
- Ткани, пересаженные от одного человека к другому, часто отторгаются.
Однако белки пищи усваиваются. Почему?
- В 5 литрах крови взрослого человека теоретически может раствориться 100
мл кислорода, но даже этого количества не хватит для удовлетворения
потребностей. Каким образом организм получает необходимое количество
кислорода?
- В медицинской практике используется дифтерийная вакцина и дифтерийная
сыворотка. Что происходит при введении каждой из них?
- Хорошо известно, что плазма крови на 90% состоит из воды, но разбавить
ее дистиллированной водой нельзя. Почему?
- Чья кровь лягушки или человека перенесет за единицу времени больше
кислорода. Почему?
IV. Подведение итогов.
Оценки выставляются на основании баллов, набранных командой.
Выводы: Иммунитет – способность организма защищать собственную
целостность и биологическую индивидуальность. Основоположники иммунологии – Луи
Пастер и Илья Ильич Мечников. Основной структурно-функциональной единицей
иммунной системы является лимфоцит. Иммунная система объединяет органы и ткани,
обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ,
поступающих извне или образующихся в организме. Иммунодефицитные состояния
организма, при которых восприимчивость организма к различным инфекционным
агентам повышается, могут быть вызваны разными причинами, начиная от
неблагоприятных условий окружающей среды и эмоциональных потрясений и заканчивая
перенесенными заболеваниями. Наиболее опасной из этих причин является ВИЧ.
Для сохранения и укрепления иммунитета:
– научитесь владеть собой во время стресса, а по возможности избегайте его;
– старайтесь чаще смеяться, любите жизнь, никогда не говорите, что стареете;
– исключите вредные привычки;
– принимайте как можно меньше лекарств;
– регулярно занимайтесь физическими упражнениями;
– ежедневно принимайте душ или водные процедуры;
– рационально питайтесь.
Из этого следует, что, ведя здоровый образ жизни, мы сохраняем и укрепляем
свой иммунитет.
V. Домашнее задание.
1. стр. 100 – Основные положения главы.
2. Составить перечень рекомендаций "Как сохранить свой иммунитет”. |