Цель: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, их
особенностями и внешним строением.
Задачи:
- Образовательные:
– Познакомить учащихся с классом Головоногие моллюски, их особенностями и
внешним строением.
– Закрепить полученные знания в ходе теста. - Развивающие:
– Развивать биологический кругозор учащихся,
– Развивать коммуникативные навыки учащихся,
– Развивать у учащихся умение грамотно делать выводы. - Воспитательные:
– воспитание экологической грамотности и любви к живой природе
Оборудование: проектор, ноутбук, распечатки тестов.
Ход урока
Повторение пройденного материала: биологические "задачи”.
– Среди моллюсков двустворчатые характеризуются малой подвижностью. Даже
самые медленные из улиток кажутся очень быстрыми в сравнении со скоростью
передвижения беззубки (20 см в час). Чем объяснить меньшую подвижность
двустворчатых по сравнению с брюхоногими?
– Двустворчатые моллюски Перловицы обитают в водоемах с чистой проточной
водой, но не встречаются в водоемах со стоячей водой. Почему?
– Беззубок и перловиц ловят обычно сачками или руками. Кроме того их можно
поймать и с помощью прутика. Объясните, как?
– В Голландии и Англии, употребляющих за год на душу населения 12 кг
двустворчатых моллюсков, прекратили вылавливать для этих целей мидий и устриц,
обитающих на мелководье у берегов. Почему это произошло?
– Нервная система Двустворчатых устроена намного проще, чем у Брюхоногих. Как
вы думаете, почему?
– Некоторые двустворчатые моллюски выделяют биссус – прочные нити,
прикрепляющие раковину к подводным предметам. Один из таких моллюсков – дрейсена,
за короткое время успешно переселилась из Каспийского и Черного морей в реки
Европы. Как произошло переселение Дрейсены?
– Я вижу, что с двустворчатыми моллюсками вы хорошо знакомы. Давайте перейдем
к изучению новой темы.
Новая тема:
– Ребята, посмотрите внимательно этот маленький фильм. Как вы думаете, к
какому типу и классу принадлежит данное животное?
Демонстрация мини-фильма.
– Ребята, как вы думаете, к какому типу принадлежит это животное? А к какому
классу?
Это "Морской ангел” хищный головоногий моллюск. Примечательно, что морской
ангел питается другими головоногими – морскими чертями.
Сегодня мы с вами изучим новый класс моллюсков – головоногих моллюсков. К
этому классу относятся: кальмары, осьминоги, каракатицы и другие.
– Как вы думаете, почему этот класс называли Головоногие?
Давайте рассмотрим внешнее строение головоногих моллюсков: нога у них
видоизменилась в щупальца и особую коническую трубку – сифон.
Туловище головоногих покрыто мантией, в районе перехода туловища в голову
мантийная полость сообщается с внешней средой щелевидным отверстием. Вода
засасывается внутрь, щель плотно закрывается, а затем, моллюск выталкивает воду
через сифон и двигается в обратном направлении. Таким реактивным способом
головоногие способны передвигаться со скоростью до 50км/ч.
Интересной особенностью головоногих моллюсков, является их способность
изменять свою окраску.
– Как вы думаете, зачем им это нужно?
Перейдем к внутреннему строению Головоногих.
Ярким отличием пищеварительной системы головоногих моллюсков является
своеобразный "клюв” – роговые челюсти, окружающие ротовое отверстие. А так же
наличие особой железы – чернильного мешка.
Откройте учебник на странице 114 и прочитайте для чего же головоногим
необходим чернильный мешок?
Нервная система головоногих так же более совершенна, чем у других моллюсков.
Нервные узлы слились образовав окологлоточную нервную массу – мозг, от которого
отходят два крупных нерва.
Органы чувств головоногих очень хорошо развиты. Например, глаза так же
совершенны, как и глаза позвоночных животных. Так же имеются органы химического
чувства, равновесия, а в коже расположены осязательные, светочувствительные и
даже вкусовые клетки.
Дышат головоногие с помощью жабр, расположенных в мантийной полости.
Кровеносная система головоногих почти замкнутая, а сердце состоит из 3 камер
(1 желудочка и двух предсердий).
Головоногие раздельнополые животные, у многих ярко выражен половой диморфизм
(самцы и самки сильно различаются). Оплодотворение происходит в мантийной
полости самки.
Стадии личинки в жизненном цикле головоногих нет, из яйца выходит молодой
моллюск похожий на взрослое животное.
Записи в тетради (первичное закрепление):
Органы |
Особенности |
Нога |
Преобразована в щупальца и сифон. |
Пищеварительная система |
- Роговые челюсти
- Чернильный мешок
|
Нервная система |
Мозг |
Кровеносная система |
Почти замкнутая, трехкамерное сердце. |
Органы чувств |
Хорошо развиты глаза, органы равновесия и химического
чувства. Имеются светочувствительные клетки. |
Половая система |
Раздельнополые. Выражен половой диморфизм. Развитие
прямое. |
(Записи учащиеся делают после объяснения учителя.)
Мы изучили с вами класс Головоногие моллюски. Давайте проверим, насколько
хорошо вы все запомнили.
Проверка знаний: тест.
Вариант 1:
- Нога у головоногих преобразована в…
А) Щупальца
Б) Сифон
В) Щупальца и сифон
- Дышат головоногие с помощью….
А) жабр
Б) легких
В) легочных мешков
- Сердце у головоногих состоит из…
А) 2 камер
Б) 3 камер
В) 4 камер
- Раковина у головоногих…
А) Присутствует у всех
Б) Отсутствует у всех
В) Присутствует у некоторых видов
Вариант 2:
- Кровеносная система у головоногих…
А) замкнутая
Б) незамкнутая
В) почти замкнутая
- Особенностью нервной системы головоногих является…
А) наличие брюшной нервной цепочки
Б) наличие спинного мозга
В) наличие мозга
- К какой системе можно отнести чернильный мешок головоногих?
А) кровеносной
Б) выделительной
В) пищеварительной
- Глаза у головоногих…
А) развиты хуже, чем у остальных моллюсков
Б) развиты лучше, чем у остальных моллюсков
В) развиты так же, как и остальных моллюсков
(Учащиеся проверяют тесты друг друга с помощью учителя.)
Итоги урока:
– Что же нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие
особенности головоногих запомнились вам лучше всего? Что понравилось на уроке?
Домашнее задание: п. 23.
– Запишите домашнее задание. Оно поможет вам лучше запомнить тему и
подготовиться к следующему уроку. |