"Хорошо произнесенное слово - уже музыка".
К. С. Станиславский
1. Человек пользуется голосом столько, сколько
сам существует на земле - достиг в искусстве
владение им необыкновенного совершенства!
Голос - метод идентификации личности,
аналогично отпечаткам пальцев.
2. Анатомические основы образования голоса:
а) Строение гортани - над адамовым яблоком, или
кадыком:
Хрящевой скелет (щитовидный, перстневидный,
два черпаловидных, надгортанник).
Внутренняя + наружная мускулатура (косая
черпаловидная мышца, поперечно-черпаловидная
мышца, задняя перстнечерпаловидная мышца)
Внутренние мышцы изменяют относительное
расположение хрящей гортани, что сопровождается
изменением формы, положение и натяжения
прикреплённых к хрящам голосовых связок -
парных эластичных складок слизистой оболочки.
Например: перстневидная мышца
регулирует высоту звука, изменяя натяжение в
продольном направлении.
Слизистая оболочка. На поверхности
голосовых связок слизистая оболочка образует
тонкий маслянистый слой, обеспечивая контакт
между ними в сомкнутом состоянии. На других
участках слизистая образует многослойный
чешуйчатый эпителий, более надёжно
предохраняющий этот важный участок от
повреждения. У женщин L 18-20мм, у мужчин L 20-22 мм,
поэтому у женщин голос выше.
Голосовые связки : Имеют пятислойное
строение. Все слои имеют разные механические
свойства, что обеспечивает свободное смещение
тканей, необходимое для нормальной вибрации
голосовых связок. Голосовые связки совершают
80-10000 колебаний в секунду.
б) Механизм образования голоса. Сами по себе
вибрирующие складки издают лишь гудящий звук,
который приобретает свойственные голосу
признаки, проходя через резонаторные органы:
глотка, язык, нёбо, ротовая и носовая полость.
Например: гитарные струны, нажатие пальца
на различные участки изменяют длину, толщину,
степень напряжения.
Источники силы голоса: легкие, грудная клетка,
мускулатура груди, живота, спины, которые создают
воздушный поток и направляют его между
голосовыми связками.
Певцы - называют это "опорой голоса".
Нервная система - тоже участвуют в образовании
голоса. "Идея " звука рождается в коре головного
мозга и переходит в моторные ядра ствола и
спинного мозга; + нервы, управляющие голосовым
аппаратом, регулируемые вегетативной нервной
системой.
в) Характеристики звука. Сложный тембр
(основная частота + обертона).
Голосовой тракт. У женщин и детей
голосовой тракт короче, следовательно, звуки
более высокие.
Глотка, ротовая и носовая полость певцов
отличаются образованием большого количества
формант (усиливающие частичные призвуки,
зависящие от основного тона, введён физиологом
Германом).
Певческая форманта певца 2300-3200 Гц для любого
гласного звука (чистота + высота звука)
Бас - 2400 Гц, баритон 2600 Гц, тенор 2800 Гц,
меццо-сопрано 2900 Гц, колотурное сопрано - 3200 Гц.
3. Лечение голосового расстройства
Раньше: хирургически (удалялся поверхностный
слой эпителия голосовых связок с тем, чтобы потом
развился новый слой. Это получалось не всегда,
последствия - хриплый голос).
Современные методы:
а) стробовидеоларингоскопия: микрофон,
стробоскоп, освещающий голосовые складки,
чувствительная телекамера;
б) электроглотография: к шее прикрепляют два
электрода, через которые пропускают слабый
высокочастотный ток. Этот метод позволяет лечить
кисты, полипы опухоли. Например. У Элтона
Джона продлили певческую карьеру.
4. Характеристики голоса:
а) высота (длина голосовых связок). Зависит от
частоты звуковой волны;
б) сила (еле слышные и громкие звуки). Зависит от
амплитуды звуковой волны.
Например. Шаляпин пел громовым басом,
сотрясал люстры, раскалывая на них хрустальные
подвески;
в) тембр (окраска голоса). Набор частот зависит
от верхних резонаторов.
5. Изменение голоса:
голос приобретает окраску на 2-3 день после
рождения, тогда мать начинает узнавать своего
малыша по голосу;
мутация голоса в период полового созревания и
ломка голоса - дать "петуха" - это
физиологически и носит временный характер. 1,5-2
года надо щадить голос! У мальчиков голосовые
связки изменяются в 2 раза, а у девочек на 1/3.
Курение в этот период очень вредно; к 25 годам
голос обретает индивидуальность; старческие
изменения (голос слабеет, атрофические
изменения).
6. Голос бывает:
Оттенки чувств и настроений
- Звонкий и радостный
- Сдавленный и глухой
- Нежный и гневный
- Ласковый и насмешливый
- Вкрадчивый и грозный
7. Правила пользования голосом.
Существует мнение, что младенцам
кричать полезно. |
Нет! У ребёнка могут образоваться
узелки крика - маленькие полупрозрачные узелки.
Это плохо сказывается на функции
голосообразующего аппарата. |
Курение. |
Не злоупотреблять. |
Употребление алкоголя. |
Категорически запрещается! Алкоголь
отрицательно влияет на голосообразующий
аппарат. Голос становится хриплый, "пропитый". |
Перенапряжение голосового аппарата
(доклад, лекция, уроки). |
1/2 чайной ложки соды, 2-3 капли 5% раствора
йода, стакан воды. Полоскать горло утром и
вечером. |
Никогда не повышайте голос. |
При крике голосовые складки сильно
напрягаются, сближаются, трутся друг о друга.
Возникает чувство першения, голос становится
хриплым. |
8. Болезни:
а) ларингит - воспаление гортани. К нему
приводит переохлаждение или перенапряжение
голоса.
Методы лечения: горячие ножные ванны (30 мин, t
воды 42-45 градусов), горчичники на икроножную мышц.
Профилактика: очень полезно закаливание и
морской воздух.
б) ринит - насморк.
Методы лечения:
чтобы восстановить носовое дыхание, врачи
обычно прописывают сосудосуживающие,
антибактериальные капли и мази. Но существуют
формы ринита, при которых они не всегда приносят
облегчение. Имеется в виду вазомоторный ринит.
Это заболевание возникает на фоне вегетоневроза,
вегетативно-сосудистой дистонии, когда
нарушается двигательная функция сосудов.
Возможно, поэтому особенно эффективными при
таком состоянии оказались методы
рефлексотерапии.
Рефлекс №1
- Согните ушную раковину так, чтобы слуховой ход
был ею закрыт, крепко прижмите её, а затем резко
отпустите. Проделайте 6-8 раз подряд. Через
некоторое время происходит улучшение дыхания.
Рефлекс №2
- Точечный массаж. Каждую точку массируйте
указательным или большим пальцем кисти 2-3
минуты вращательными движениями по часовой
стрелке, постепенно надавливая до появления
легкой болезненности. Уделяйте этой процедуре
несколько минут утром и вечером. Указанную
последовательность точек старайтесь не
нарушать.
ПЕРВАЯ ТОЧКА - несимметричная. Находится на
лбу, в центре границы волосистой части головы.
ВТОРАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена у
внутреннего края брови.
ТРЕТЬЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена в
центре переносицы.
ЧЕТВЕРТАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у
края носовой кости.
ПЯТАЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена на
середине носа у края носовой кости.
ШЕСТАЯ ТОЧКА - симметричная. Ее вы найдете у
крыла ноздри.
СЕДЬМАЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена над
верхней губой, прямо под носом.
ВОСЬМАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у
наружного края ногтевой лунки указательного
пальца кисти.
ДЕВЯТАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена у
внутреннего края ногтевой лунки большого пальца
кисти.
ДЕСЯТАЯ ТОЧКА - симметричная. Проведите прямые
линии от восьмой и девятой точек. На месте их
пересечения - десятая.
ОДИННАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у
наружного угла ногтевой лунки большого пальца
стопы.
ДВЕНАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена
на стопе под внутренней лодыжкой, на границе
тыльной и подошвенной поверхностей.
ТРИНАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Проведите
прямые линии от одиннадцатой и двенадцатой
точек. На месте их пересечения (на внутренней
поверхности голени, у края большеберцовой кости,
на четыре поперечных пальца кверху от лодыжки)
искомая точка.
Каждую точку массируйте указательным или
большим пальцем кисти 2-3 минуты вращательными
движениями по часовой стрелке, постепенно
надавливая до появления легкой болезненности.
Уделяйте этой процедуре несколько минут утром и
вечером. Указанную последовательность точек
старайтесь не нарушать.
9. Закрепление учебного материала
А)
Найдите ответы среди следующих вариантов:
1 - слизистая оболочка
2 - лёгочные пузырьки
3 - лёгкие
4 - бронхи
5 - трахея
6 - надгортанник
7 - гортань
8 - хрящевые полукольца
9 - плевра
10 - носовая полость
Вопросы:
I Не пропускает пищу в гортань?
II Не даёт трахее сужаться?
III Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и
согревает?
IV поверхностный слой воздухоносных путей?
V Начальная часть воздухоносного пути?
VI Выстилает наружную поверхность лёгких?
VII Покрывает стенку грудной полости изнутри?
VIII Внутри содержит голосовые связки?
IX Самая длинная часть воздухоносного пути?
X Путь вдыхаемого воздуха после гортани до
лёгочных капилляров (последовательно)?
XI Место газообмена между лёгкими и кровью?
XII Место диффузии газов?
Правильные ответы:
I - 6 |
IV - 1 |
VII - 9 |
X - 5,4,3,2 |
II - 8 |
V - 10 |
VIII - 7 |
XI - 2 |
III - 10 |
VI - 9 |
IX - 5 |
XII - 2 |
б)
Посмотрите на рисунок: в каком состоянии
находится голосовая щель: в состоянии спокойного
дыхания, в момент речи или пения?
У мужчин щитовидный хрящ выступает вперёд, а
потому голосовые связки у них длиннее, чем у
женщин? Как это отражается на тембре голоса?
Известно, что звуки речи формируются с помощью
органов ротовой и носовой полости. Чтобы
убедиться в этом, длительно произнесите звук Р, М,
Н, З, а затем зажмите нос. Какие из этих звуков
невозможно произнести без участия носовой
полости?
Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ обычным способом и
с зажатым носом. Изменяется ли звучание этих
голосов и почему?
Вниз от перстневидного хряща идёт трахея.
Впереди видны полукольца. Почему задняя часть
трахеи не имеет хрящевой ткани, а бронхи снабжены
хрящевыми кольцами. Какую функцию выполняет
хрящ?
10. Комментарий к домашнему заданию. |