Задачи:
Образовательная:
- Закрепить и привести в систему знания и умения по теме: "Генетическое
определение пола”.
- Расширить и углубить знания по генетике путем включения новой
информации.
- Научить учащихся определять основные типы наследования у человека.
Развивающая:
- Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной
познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного
материала, систематизация знаний, оформление выводов); учить выступать
публично, учить анализировать.
- Развивать поэтапную работу мыслительной деятельности учащихся и навыки
работы с генетической терминологией.
- Дать возможность учащимся осознать роль мутагенов и появление мутаций у
человека.
- Развивать коммуникативные способности учащихся через работу в парах,
группах и развивать чувства толерантности
Воспитательная: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных
достижений как успешной характеристики современного человека.
Цель дидактическая: создать условия для проверки и усвоения
учебного материала средствами технологии индивидуально-ориентированной системы
обучения (ИОСО).
Форма урока: Урок – лекция
Тип урока: Изложение нового материала.
Форма организации: парная, групповая, индивидуальная.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый,
исследовательский.
Дидактическое обеспечение: таблица " Генетическое определение
пола”, мультимедийная аппаратура; слайд-фильм,
раздаточный материал (алгоритм работы по карточке, карточка с заданиями,
тестовые задания, карточки с вопросами – понятиями и вопросами - суждения)
Ход урока
На доске написан план урока:
- Теория наследования пола.
- достижения Г.Менделя и Т. Моргана в теории наследования пола на примере
мухи дрозофилы и человека.
- Наследование признаков, сцепленных с полом.
- понятие признаков сцепленных с полом;
- появление мутантных генов в организме человека.
- Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.
- Психологический момент.
Обращение к ребятам:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
Обращение к гостям:
Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!
- Фронтальная беседа с классом
Фенотип человека, формирующийся на ранних стадиях его развития, является в
первую очередь продуктом реализации наследственной программы. Значимость данной
темы для учащихся очевидна.
Урок будет сопровождаться показом слайдов ПРЕЗЕНТАЦИИ,
использованием программы " Knowing”, использованием сети Интернет.
Прежде, чем перейдём к теме урока давайте повторим номенклатуру, связанную с
темой урока.
Слайд №1. Ген – это.... Слайд №2.
Основные структуры ядра, которые составляют материальную основу
наследственности и обеспечивают преемственность между поколениями ________
Вопросы:
- Какие гены называются аллельными?
- Как обозначается доминантная аллель?
- Как обозначается рецессивная аллель?
- Как называется аллель, проявляющийся в гетерозиготе?
- Как называется аллель, не проявляющийся в гетерозиготе?
- Где располагаются аллельные гены?
Слайд №3. Задание: Установить соответствие
Тема урока: Генетическое определение пола, (запись в тетрадях).
Цель: Объяснить сущность хромосомного механизма определения
пола на основе характеристики особенностей половых хромосом – аутосом, раскрыть
причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.
1. Теория наследования пола.
Подавляющее большинство животных представлено особями двух видов – мужского и
женского, причем расщепление по признаку пола происходит в соответствии 1:1.
Такое расщепление у потомства наблюдается в тех случаях, когда скрещиваются
гетерозиготная (Аа) и гомозиготная (аа) родительские особи.
Слайд №4. Г.Мендель предположил, таким образом, что один из полов
(тогда было неясно, какой именно) гетерозиготен, а второй – гомозиготен по гену,
который определяет пол организма.
Слайд №5. Это предположение было подтверждено в начале XX века, когда
Т.Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по
набору хромосом.
Слайд № 6. Закрепление по слайду №6.
- Как называются неполовые клетки?
- Какой пол у дрозофилы гетерогаметный?
- Сколько типов гамет образуют гомозиготы?
- Какие организмы называют гетерозиготными?
Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.160 – 161).
Работа в парах.
Составить вопрос на понимание (вопросы- понятия и вопросы – суждения) -
работа в тетрадях с последующим озвучиванием.
Карточка 1 (вопрос - понятие) |
Карточка 2 (вопрос - суждение) |
1. Что называется...? |
1. Чем объяснить, что...? |
2. Что считается...? |
2. Как доказать, что...? |
3. что понимается под...? |
3. В каком случае...? |
4. Что представляет ...? |
4. Когда...? |
5. Что выражает...? |
5. Каким образом...? |
6. Что является ...7 |
6. Вследствие чего...? |
7. Что такое...? |
7. Почему...? |
8. Каковы свойства...? |
|
9. Каковы виды ...? |
|
10. В чем заключается сущность...? |
|
Слайд №7. Закрепление по слайду №7.
- Каким образом определяется мужской пол у людей?
- Отчего зависит пол младенца?
- Что находится в Y – хромосоме человека?.
У человека женский пол является ... , а мужской ... ?
- Наследование признаков, сцепленных с полом.
Слайд №8. В половых хромосомах расположен целый ряд генов, которые
никак не связаны с признаками, имеющими отношение к полу. Если гены,
ответственные за какой- то признак, расположены в аутосомах, то наследование
осуществляется независимо от того, кто является носителем гена – мать или отец.
Ведь аутосомы у самца и самки одинаковы. Расположение гена в половой хромосоме
называют сцепление гена с полом.
Характер их наследования зависит от принципа генетического определения пола.
У человека женский пол является гомогаметным (XX), а мужской – гетерогаметным (XY).
У человека Y- хромосома маленькая, но в ней, кроме гена, отвечающего за
развитие мужских половых желез, присутствуют значительное число других генов,
отвечающих за другие признаки.
А вот Х – хромосома содержит не менее 200 генов. В соматических клетках
женщины по две Х – хромосомы, поэтому за каждый признак отвечает по два гена, а
в клетках организма мужчины всего одна Х-хромосома, и все полторы сотни генов,
расположенные в ней,- и доминантные, и рецессивные, - обязательно проявляются в
фенотипе.
Предположим, что в организм мальчика попала от матери " бракованная” Х-
хромосома, с каким – то мутантным геном, приводящим к развитию болезни. Так как
второй Х- хромосомы в его клетках нет ( есть только Y- хромосома), то болезнь
обязательно проявиться. Если же такая же Х- хромосома с мутантным геном попала в
яйцеклетку, их которой разовьется девочка, то она не заболеет, так как получит
от отца нормальную Х- хромосому с геном, который подавит действие мутантного. По
такой схеме у человека наследуется – гемофилия – заболевание, при котором в
организме не хватает одного из веществ, необходимого для свертывания крови. При
гемофилии человек может истечь кровью даже при небольшом порезе или ушибе.
Эта болезнь может передаваться мальчику от здоровой матери в том случае, если
она является носительницей гена гемофилии.
Дети с гемофилией совершили восхождение на Эльбрус. Состоялся заключительный
этап Всероссийского конкурса " Скажи жизни "ДА!””, организованного Всероссийским
обществом гемофилии (ВОГ).
Закрепление по слайду №8.
- В каком случае болезнь может передаваться мальчику от здоровой женщины?
Экспресс – контроль (тестовые задания – (6 учеников работают на
компьютере с использованием программы " Knowing” и, одновременно, получают
оценку); 9 учащихся работают с тестами на местах, с последующей взаимопроверкой
по ключу (ключ для проверки: 1в,2б,3б,4 б, 5 в - на обратной стороне теста).
- Аллельные гены расположены в:
- одной хромосоме;
- половых хромосомах;
- гомологичных хромосомах.
- У раздельнополых животных самцы и самки могут быть гомо – и
гетерогаметными. У кого из приведенных ниже организмов самцы гетерогаметны?
- человек;
- дрозофила;
- птицы;
- пресмыкающиеся.
- 3. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их
гены расположены в:
- аутосомах;
- половых хромосомах;
- ДНК митохондрий.
- Гены, ответственные за формирование врожденных дефектов зрения (
дальтонизма) и несвертываемости крови (гемофилии), расположены в:
- аутосомах;
- половой Х- хромосоме;
- половойY- хромосоме.
- Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?
- Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.
(Применение сети Интернет для получения новой информации по гемофилии).
Работа в группах, по карточкам, с последующим выступлением от группы.
Алгоритм работы в группах:
- 1этап – внимательно прочитай задание.
- 2этап – выдели ключевые понятия.
- 3этап – используя материал , полученный в Интернете, выполни
задание.
- 4этап – затем выслушай ответы товарищей в группе.
- 5этап – выступление от группы.
Карточка 1 (п.2). (ru.wikipedia.org/wiki/гемофилия)
- Понятие гемофилии.
- Причина появления гемофилии.
- Типы гемофилии.
Карточка 2 (п.4). (health. rin.ru/uni/text/pages/4945. html)
Виды лечения:
- патогенетические;
- симптоматическая терапия.
Карточка 3 (п.8). www. krugosver. ru/articles/34/1003427/1003427
a1. htm.
- Чем обусловлено заболевание гемофилией?
- Почему она носит семейный характер?
Карточка 4 (п.5). (www. 03 ru/article/gemofilija)
- Болезнь фон Виллебранда.
- Гемофилия А.
- Гемофилия В.
- К чему приводит отсутствие быстрого и адекватного лечения заболевания?
Карточка 5 (п. 44). (www. gaoordi. ru/news/ id/000058 shtml)
- Чем знаменателен день 17 апреля?
- Что было создано в 2000 году в России?
- Под какими лозунгами Всероссийское общество гемофилии проводит день
гемофилии?
Выводы.
- Законы Менделя применимы к человеку. Однако при изучении генетики
человека возникают определенные трудности:
- редкой сменой поколений;
- малочисленным потомством;
- большим числом хромосом;
- поздним половым созреванием;
- невозможностью применения основного генетического метода контрольного
скрещивания.
- Знания законов генетики позволяют предупредить наследственные болезни
или ослабить их проявления.
- На проявления наследственных признаков оказывает влияние внешней среды.
- Целям профилактики наследственных болезней служит медико-генетическая
консультация.
К числу таких мероприятий относят:
- Предупреждение близкородственных браков.
- Выявление гетерозиготных носителей мутантных генов.
- Дородовая диагностика, выявляющая ряд заболеваний генной природы и
хромосомной аномалией.
Домашнее задание по ИОПам.
Нормативный уровень
Тестовые задания:
- Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:
- генотип,
- генофонд,
- фенотип,
- код ДНК.
- Как называется наука о закономерностях наследования и изменчивости?
- экология,
- селекция,
- генетика,
- биотехнология.
- Возможный генотип в F1,образующегося при скрещивании АА и аа:
- Парные гены гомологичных хромосом называют:
- сцепленными,
- неаллельными,
- аллельными,
- диплоидными.
- Гемофилия у детей чаще проявляется от брака:
- не родственного,
- близкородственного,
- людей разных национальностей,
- людей разных рас.
- У родителей, состоящих в родстве, значительно повышается вероятность
рождения детей с заболеваниями:
- наследственными,
- ненаследственными,
- инфекционными,
- сердечно- сосудистыми.
Компетентный уровень.
- Имеются ли различия по числу хромосом между маткой и рабочими особями
медоносной пчелы?
- Задача. У человека брахидактилия (укороченные пальцы)-
доминантный признак, а альбинизм - рецессивный. Какова вероятность рождения
ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?
Творческий уровень.
- Какие варианты хромосомного и нехромосомного определения пола у живых
организмов вам известны? Приведите конкретные примеры.
- Задача по гемофилии. Классическая гемофилия передается как
рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной
гемофилией, женился на здоровой женщине (все её предки были здоровы). У них
родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией
ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.
- Рефлексия урока.
- Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
- На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
- Какое ощущение у вас в конце урока?
Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Спасибо, до свидания! |