Цель урока: формирование ценности собственного здоровья, личностной ориентации на здоровый образ жизни. Задачи: 1. Раскрыть механизм образования привычек и динамических навыков; 2. Сформировать представление о роли привычек и навыков в укреплении здоровья человека; 3. Сформировать навыки ответственного отношения к своему здоровья, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек, связанных с зависимостью организма к ПАВ. 4. Развивать умения позитивного общения в группе, публичного выступления. Оборудование: Карточки для работы в группах с инструкцией по выполнению практической работы «Выработка навыка зеркального письма». План урока: 1. Полезные и вредные привычки.(Мозговой штурм). 2. Как вырабатывается динамический навык? (Практическая работа «Выработка зеркального письма») 3. Механизм образования динамических навыков и привычек.(мини-лекция учителя). 4. Курение- это вредная привычка. 5. Рефлексия. Ход урока: 1. Что такое привычка? Полезные и вредные привычки. У каждого человека есть свои индивидуальные привычки. Важно, чтобы они помогали вам быть здоровыми, приносили вам удовольствие, радость, экономили ваше время, содействовали сохранению и укреплению телесного и психического здоровья, ведь здоровье- это самая большая ценность, которую дала вам природа. Мозговой штурм «Что такое привычка?» (Задание: на листке бумаги запишите фразу или предложение, которое будет отражать смысл слова «привычка». Через 2- 3 минуты ребята зачитывают предложенные фразы, учитель записывает их на доске, потом обобщает мнения всех учащихся.) Привычка- это действие, которое выполняется легко, быстро, не задумываясь. Привычки становятся естественным проявлением. Привычки совершаются без особых усилий, без напряжения, без затрат энергии. Если человек отказывается от привычки, то возникает чувство дискомфорта, переживания, будто не хватает что-то необходимое и т.д. Мини- лекция. С точки зрения достигаемых результатов относительно ценности для здоровья привычки могут быть полезными и вредными. Например, выполнение гигиенических процедур полезно, так как приносит пользу здоровью. Важно, чтобы оно происходило в определенное время, в определенной последовательности, т.е. было привычным. Напротив, если учащийся разбрасывает свои вещи, вместо того, чтобы складывать их в определенном порядке, и делает это постоянно, то эта привычка вредная, так как ведет к неоправданной потере времени на их поиск в случае, когда в этих вещах возникает необходимость. Употреблять слова- паразиты, свистеть, грызть ногти- вредные привычки. Человек осознает вред их, даже пытается бороться, но часто борьба идет безуспешно, так как привычные действия становятся потребностью и избавиться от них бывает очень нелегко. Привычки бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относится привычка ценить время, четко соблюдать распорядок, доводить начатое до конца и т.д. К простым привычкам относятся действия держать свои вещи на определенном месте, снимать и чистить школьную форму и обувь, готовить к следующему дню портфель с учебниками и т.д. Мозговой штурм «Ваши полезные и вредные привычки». (Задание: «На клейких листках напишите свои по 5 привычек, разделив их на вредные и полезные. Зачитайте их, наклейте листки на ватман в разделы «Полезные привычки», «Вредные привычки»). Подойдите и посмотрите на ватман, ответьте на вопросы. Беседа для обобщения и систематизации знаний: - каких привычек больше? - Какие привычки доставляют неприятности окружающим людям? - Какие ведут к потере времени? - Какие привычки вредят здоровью? - Какие делают человека собранным, аккуратным? 2. Как вырабатывается привычка? Практическая работа «Выработка навыка зеркального письма». (Работа в группах. В игровой форме учитель делит учащихся на 3-4 группы. Каждая группа выполняет практическую работу по инструкции. Можно предусмотреть разделение по функциям. Например, 4 человека выполняют работу, 4 человека следят за временем, другие записывают результаты, 1 готовится к выступлению). Карточка- задание. Инструкция к практической работе «Выработка навыка зеркального письма». 1. Измерьте, за сколько секунд вы сможете написать слово «привычка». Результаты занесите в левый столбик таблицы. 2. Измерьте, за сколько секунд вы сможете написать слово «привычка» зеркальным шрифтом. Писать надо справа налево, так, чтобы все элементы букв были направлены в противоположную сторону. Дан образец. 3. Повторите эту запись 10 раз, измеряя скорость письма в секундах при каждой попытке. Результаты измерений проставьте в правом столбике в соответствии с номером попытки. 4. Таблица опыта выработки навыка зеркального письма. Время, необходимое для написания слова «привычка» зеркальным шрифтом, в каждой из 10 попыток ( с) Время, необходимое для написания слова обычным шрифтом (с) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. На основании данных правой части таблицы постройте график выработки навыка зеркального письма. Номера попыток поместите на оси абсцисс, время – на оси ординат. 6. На основе анализа графика ответьте на вопросы: А) как происходит выработка навыка в начале и в конце работы? Б) какие эмоции при этом вы испытывали? В) наблюдались ли случаи, когда результаты выработки навыка снижались? Как вы это объясните? Комментарии учителя: Навык зеркального письма никакого практического значения не имеет, но на этом примере можно проследить особенности образования любого навыка. Наша практическая работа – это лишь модель, по которой можно проследить этапы выработки навыков и привычек. С первого класса нас учили писать отдельные буквы, соединять их в слова. Мы можем написать любую услышанную фразу целиком, даже не задумываясь о буквах, соединении, даже орфографии, потому что у вас уже выработался динамический стереотип, ставший навыком. При выполнении практической работы вам пришлось разрушить старый стереотип и создать новый. Что при этом может произойти? При разрушении привычного навыка письма наблюдались этапы: в начале вам пришлось выписывать каждый элемент буквы, отдельные соединения букв и т.д. Потерялся автоматизм движения, приходилось обдумывать действие, сравнивать с образцом. Такая работа шла нелегко, сначала с отрицательными эмоциями, было затрачено много времени. После многократных повторений, постепенно результат процесса выработки навыка улучшился, достигает автоматизма. Результаты станут более стабильными, уменьшатся дополнительные усилия, которые тратятся на эти действия. 3. Мини-лекция «Механизм образования привычек». В течение жизни у человека вырабатывается целая система условных рефлексов, которые часто повторяются в определенном порядке. Например, утром вы встаете, умылись, заправили постель, оделись, позавтракали. Эти действия повторяются каждый день, которые превращаются в динамический стереотип. Этот термин предложил русский физиолог Павлов И.Н. Динамический стереотип – это цепь условных рефлексов, которые осуществляются в определенном порядке. Это напоминает цепную реакцию, когда одна деятельность (один условный рефлекс) вызывает другую деятельность (другой рефлекс). В бытовой жизни динамический стереотип, навык называют просто «привычка». Привычки вырабатываются в результате ежедневного и многократного повторения одних и тех же действий. Новые привычки вырабатываются с трудом, не легко ( в этом убедились, проводя работу), иногда через нежелание. Но, когда новая деятельность станет привычной, то будет проходить с лучшим результатом, без прежних усилий и доставлять положительные эмоции и радость. 4. Курение – вредная привычка. Мини лекция. Особая группа вредных привычек – это курение, наркомания, алкоголизм. Они приобретают форму болезненных пристрастий. Они подрывают сначала психическое здоровье, а потом физическое здоровье. В результате приема наркотических веществ (никотина, алкоголя и др.) возникает особое состояние психики – эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности, переоценка своих сил и возможностей. Опасность эйфории в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытать его вновь и вновь. Так формируется привычка. ( Демонстрация слайдов или на доске, ватмане выписана информация о вреде курения). - В табачном дыме содержится 5 % окиси углерода,10 % углекислого газа, синильной кислоты, аммиака, формальдегида,канцерогенные вещества. - У курильщиков в 10- 30 раз чаще рак легких, рак гортани в 6- 10 раз, рак пищевода в 2- 6 раз, жизнь сокращается на 6- 10 лет. - «голос курильщика», «кашель курильщика», «бронхит курильщика», гангрена ног – это плата за курение. «Письмо курильщику» (творческая работа в группах). (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание написать коллективное письмо по следующей теме: 1 группа- «Советы, как бросить курить», 2 группа- «Письмо к курящей девушке», 3 группа – «Вред курения». После выполнения работы учащиеся защищают свои проекты, озвучивают письма. Организуется выставка работ) 6.Рефлексия (обобщение и подведение выводов).
|