Образовательная цель:
Сформировать представление учащихся о дыхании растений. Показать различия
и взаимосвязи процессов дыха-ния и фотосинтеза. Познакомить с новым термином
дыхание.
Развивающая цель:
Развивать умения у учащихся получать ответы на вопросы с помощью опытов
и объяснять их результаты.
Воспитательная цель:
Показать необходимость бережного от-ношения к природе. Обратить внимание
на необходимость сохранения чистоты воздуха.
Оборудование: таблицы,
карточки с терминами, карточки- счетчики, дидактический материал, магнитная
доска, опыты (заложенные во внеурочное время), учебник, тетради.
Тип урока: урок- игра
"Покорение вершины знаний”
I. Организация класса. Объявляется форма урока; выдаются
карточки- счетчики.
II. Проверка домашнего задания.
1. Проверка снаряжения: "Что возьмем с собой в дорогу?”
( Работа с терминами.)
В импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями
основных терминов и понятий прошедших тем, которым учащиеся должны дать
четкие устные формулировки. (за каждый термин начисляется один балл)
Термины:
Устьица
Хлоропласты
Минеральные вещества
Органические вещества
Фотосинтез
2. Тренажер (индивидуальный опрос по теме "Фотосинтез”)
1. Описать опыт доказывающий, что для процесса фотосинтеза
нужна световая энергия. (5 баллов)
2. Почему йод не окрашивает в синий цвет белую каемку
листа окаймленной герани? (5 баллов)
3. Из каких веществ образуется сахар в зеленых листьях
растений? (5 баллов)
4. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету
поглощают углекислый газ и выделяют кислород? (5 баллов)
5. Какие типы питания растений вы знаете? (5 баллов)
III. Изучение нового материала
1. Метеосводка. (На доске прикреплены два облака, на обратной
стороне, которых написан текст заданий. Под каждым облаком прикреплена
табличка "Пасмурно”. Отвечая правильно на вопросы, учащиеся меняют табличку
на "Яс-но”. Восхождение разрешается.)
Какой газ при дыхании поглощается?
|
Какой газ при дыхании выделяется?
|
Какой газ поддерживает горение?
|
Пасмурно
|
Пасмурно
|
Пасмурно
|
Ясно
|
Ясно
|
Ясно
|
Рисунок на доске.
2. Сообщение темы и целей урока (записывается число и тема
урока в тетрадь.)
При восхождении на вершину знаний мы будем вести записи.
Вопросы:
1. Чем живая природа отличается от неживой?
2. Какие процессы жизнедеятельности свойственны растениям?
Вывод: растения как и все живые организмы дышат.
1 высота. Камнепад
ЗАДАНИЕ: Прочитайте раздел ”Как протекает процесс дыхания”
стр. 153 и ответьте на вопросы:
1. Какое значение имеет дыхание?
2. Как протекает процесс горения?
3. В чем сходство между процессом горения и дыханием?
4. В чем отличие дыхания от горения?
5. Для чего нужна растению выделившаяся энергия?
За каждый ответ начисляется по 3 балла.
2 высота. Снежная лавина
Все ли органы растения дышат? Ответить на этот вопрос
помогут опыты.
(Учитель показывает опыты)
ЗАДАНИЕ: Сделайте правильный вывод по поставленному опыту.
(5 баллов)
Привал "Ну и ну!”
Учащиеся читают заготовленный заранее дополнительный текст.
2 высота. Снежная лавина (продолжение)
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. (объяснение
учителя)
ЗАДАНИЕ: Заполните таблицу. (за каждый правильный ответ
2 балла)
Признаки процесса Фотосинтез Дыхание
1. Где происходит? В клетках, содержа-щих хлоропласты.
2. Какой газ поглощается? Углекислый газ
3. Какой газ выделяется? Кислород
4. Что происходит с орга-ническими веществами? Образуются
5. Необходима ли для протекания процесса
световая энергия? Да
6. Энергия Накапливается
IV. Закрепление.
3 высота. Ледовая трещина.
Учащиеся отвечают на вопросы теста (за каждый ответ 6
баллов)
ЗАДАНИЕ: Из приведенных ниже выберите признаки характеризующие
фотосинтез и дыхание.
А. Происходит во всех клетках.
Б. Протекает только на свету.
В. Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г. Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
Д. Происходит в клетках с хлоропластами.
Е. Протекает на свету и в темноте.
Ж. Органические вещества образуются.
З. Органические вещества расщепляются до минеральных.
Фотосинтез:
Дыхание:
Ответы: фотосинтез Б В Д Ж; дыхание А Г Е З.
V. Домашнее задание
параграф 35 стр. 153- 155
VI. Подведение итогов урока.
Оценка "5” (покорение вершины) ................ баллов
Оценка ”4” (3 высота)
................. баллов
Оценка "3” (2 высота)
................. баллов
Оценка "2” (1 высота)
................. баллов
|