Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. Постановка целей и задач урока.
Учитель биологии:
Тема урока: «Закон Бернулли. Движение крови по сосудам». Чтобы
раскрыть причину кровообращения, необходимо изучить закон, согласно
которому происходит движение жидкости по трубам. |
|
II.
Изучение нового материала |
Учитель физики:
Объясняет тему «Движение жидкости по трубам».
Согласно закону Паскаля, неподвижная жидкость передает внешнее давление
по всем направлениям без изменения. При движении жидкости без трения
по трубе различного сечения давление в разных местах трубы различно.
Рассмотрим трубу неодинакового сечения, снабженную манометрами
Если пропускать через нее постоянный поток воды, то по уровням в
манометрических трубках мы увидим, что в широких местах трубы давление
больше, чем в узких. Вся жидкость, проходящая через первое сечение за
время t должна пройти через любое другое сечение за это же время. |
Слушают учителя.
|
Как же жидкость протекающая, через большее сечение успевает протечь через меньшее сечение?
Чтобы скорость течения жидкости изменилась необходимо действие силы.
Этой силой является разность между силами давления в широком и узком
частях трубы. В узком участке трубы давление должно быть меньше, чем в
широком.
Но если в узких местах трубы скорость увеличивается, то увеличивается и
кинетическая энергия жидкости, а потенциальная энергия, согласно
закону сохранения энергии, уменьшается. Труба расположена
горизонтально, следовательно, потенциальная энергия жидкости в поле
тяжести при течении не меняется.
Остается только потенциальная энергия, связанная с силой упругости сжатой жидкости - силой давления жидкости.
Так как жидкость несжимаема, то изменения объема жидкости относительно
малы. Небольшие деформации жидкости присутствуют всегда, и именно они
приводят к возникновению сил давления — упругих сил сжатия жидкости. |
В узких местах трубы скорость течения жидкости больше, чем в широких. |
В 1738 г. Бернулли открыл закон: давление
жидкости, текущей в трубе, больше в тех частях трубы, где скорость ее
движения меньше, и наоборот, в тех частях, где скорость больше,
давление меньше.
Объясните движение крови по сосудам у животных и человека. |
Записывают в тетрадь закон Бернулли.
Согласно закону Бернулли, в узких частях трубы скорость течения
жидкости велика, а давление мало, кровь - это жидкость,
следовательно, она движется из области высокого давления в область
низкого давления. |
Учитель биологии:
Причиной движения крови является работа сердца, которая создает разность давлений между началом и концом сосудистого русла. |
|
В каком кровеносном сосуде самое высокое и самое низкое давление и почему? |
Аорта имеет наибольшее сечение, поэтому самое
высокое давление в аорте и легочных артериях, а самое низкое - в
нижних и верхних полых венах, так как вены имеют наименьшее сечение. |
В каком направлении движется кровь?
|
Кровь движется от артерии к венам. |
Учитель физики:
Вводит понятие линейной скорости кровотока: путь, проходимый частицей крови в сосуде за единицу времени.
Представляет на доске цифровые данные в виде таблицы.
|
Учащиеся анализируют таблицу и делают вывод:
линейная скорость кровотока наименьшая в капиллярах, потому что там
суммарная площадь поперечного сечения наибольшая. |
III. Применение знаний, умений и навыков |
Учитель биологии:
В аорте, площадь которой примерно в 500-600 раз меньше общей
площади в капиллярах, кровь будет двигаться в 500-600 раз быстрее.
Чтобы убедиться в этом, измерим скорость кровотока в сосудах
ногтевого ложа. |
|
Учитель физики:
Вспомните из курса физики, по какой формуле можно рассчитать скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа. |
Называют формулу
V = S/t
Выполняют лабораторную работу под руководством учителя биологии, используя указания в учебнике. |
IV. Итог урока |
Учитель биологи:
Какова была цель нашего урока? |
Изучить закон Бернулли, выяснить причину движения крови по сосудам и измерить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа. |
Учитель физики: Прослеживалась ли на уроке связь наук |
Да. Движение крови по сосудам подчиняется физическим законам. |
Учитель биологи:
Достигнута ли цель урока?
Спасибо всем за работу. Урок окончен. |
Достигнута. |