Цели.
Образовательная: формирование творческой
активности через наглядно-иллюстративные,
интегрированные и коррекционно-развивающие
задания.
Коррекционно-развивающая: развитие
мыслительной деятельности на основе коррекции
зрительного и слухового восприятии через
сопоставления и умозаключения учебных понятий.
Воспитательная: создание коллективного
успеха в адаптационный период.
Форма урока: Урок-путешествие.
Оформление доски: Плакат "Солнечная
система”; "Земное дерево”; название команды
"Галактическая миссия”; цифра "Семь”; буква
"Я”; колба; презентация
Оборудование.
1. Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.
2. Разноцветные листья оформления плаката
"Земное дерево”.
3. Колба.
4. Индивидуальные карточки с буквами: А, Б, В, С.
5. Бумажный клей.
6. Диск. Классическая музыка для детей.
7. Ватман с рисунками созвездий северного
полушария; линейка; фломастеры.
I. Организационный этап урока.
Участники экипажа космического корабля
"Галактическая миссия”.
Приветствуют гостей.
Учитель: Наш космический корабль!
Учащиеся: "Галактическая миссия!”.
Учитель: Наш девиз!
Учащиеся: "В познании – истина!”.
II. Мотивационный этап урока.
Учитель:
Здравствуйте! Вас приветствует экипаж
космического корабля "Галактическая миссия”.
Наш сверхзвуковой корабль, оснащен необходимыми
приборами исследования звезд, небесных тел и
галактических систем. На корабле работает экипаж
из 12 человек (количество учащихся в классе).
Члены команды самые образованные дети
Галактики – Млечный путь. На корабле постоянно
находятся в качестве гостей корабля, ученые с
разных звездных систем – Туманность Андромеды,
Магеллановы облака, Туманность Ориона. Наша
команда искателей приветствует гостей!
Учитель.
Каждый день здесь кипит работа,
Биологи, географы, химики –
Пионеры звездных путей,
Ищут ответ искатели,
Истинных ждут друзей!
Представление команды "Галактическая миссия”.
Задания на развитие слухового восприятия.
Вперед, вперед, к свершениям звездным,
Мы дружный галактический отряд!
Первый помощник капитана.
Звездная пыль нам не страшна,
Наш корабль крепкая броня!
Второй помощник капитана.
Учитель:
Мы команда звездных летчиков,
Мы дружбою прославились своей!
Отвага и честность, важные качества любой
команды.
Какими качествами обладают члены экипажа
"Галактическая миссия”?
Команда перечисляет качества, которые
способствуют сплочению экипажа корабля -
честные, добросовестные, верные делу, добрые,
справедливые, бережливые, умные, отзывчивые,
красивые и т.д.
III. Ориентировочно-нацеливающий этап урока.
Представление членов экипажа корабля
"Космическая миссия”.
Кометы, метеориты, астероиды - небесные тела,
Холодные пути!
Вдали от Солнечной системы,
Летят как метеоры на платформах,
Звездные земные корабли!
Первый ученик.
Второй ученик.
Закружились в звездном вихре,
Мы поверили в успех!
Что нас ждет?
Никто не знает…
Звездный путь завет нас всех!
Третий ученик.
Тот, кто любит звезды, тот поймет,
Наш корабль "Галактическая миссия”,
Мы – спасатели,
Мы движемся вперед,
В разные системы Галактики!
Четвертый ученик.
Корабль-спасатель,
Корабль-хранитель,
Для тех, кто попал в беду,
Мы будем, успеем, найдем и поможем,
Отправь телеграмму, быстрей!
Пятый ученик.
Что за чудо, что за звук,
Телеграммы – стук да стук,
Телеграммный бум сегодня,
Сообщения нас ждут!
IV. Операционно-исполнительный этап урока.
Учитель:
Спасибо, нашему звуковому голографическому
проектору, который поможет прочитать полученные
сообщения, из разных уголков необъятной
Вселенной.
Коррекция речи и развитие внимания.
Первая телеграмма. Интересный вопрос
прислали жители из Туманности Ориона. Чем
занимаются члены экипажа в свое свободное время,
и есть ли у них любые занятия, увлечения?
Капитан корабля:
Члены нашей команды не бездельники,
У каждого есть дело по душе,
И сейчас, очень кратко, каждый расскажет о себе!
Экипаж команды характеризует свое любимое
занятие.
Примерные ответы учащихся во время мероприятия.
Люблю животных.
Люблю читать книги.
Люблю создавать букеты из цветов.
Вторая телеграмма.
Учитель:
Удивительно, этот вопрос поступил из
Крабовидной туманности.
Команда "Галактическая миссия” прославилась
открытиями в науке. Какими учебными дисциплинами
интересуются члены экипажа?
Первый помощник капитана.
Команда звездного корабля,
Знает много интересного,
О планетах, о Галактике,
О разных веществах,
Каждый из членов экипажа,
Интересуется наукой,
Оперирует сложными понятиями и применяет их на
практике.
Члены экипажа корабля "Космическая миссия”.
Свет далеких галактических миров,
Манит блеском и сиянием звездным!
Млечный Путь как ниточка тонкая,
Соединяет нас всех!
Астроном.
Физик.
Наука о природных, физических явлениях,
Ответит на вопросы: что и почему?
Радуга, молния, гром - замыкание,
Физику все не почем!
Химик.
Колбы, пробирки и много спиртовок,
Вот реактивы и опыт готов,
Цвет изменил, газ получился,
Химик на подвиг готов!
Географ.
Материки и океаны,
Реки и моря,
Географ определит по карте без труда!
Биолог.
Биологический размер,
Клетки, органы и ткани,
Организмов целый "рой”,
Чтобы наши друзья не скучали!
Эколог.
Моря и озера, болота и реки,
Что вены на теле, пульсируют, бьют,
Живой организм - это наша планета,
Земля – мы!
Учитель: Спасибо, за очень четкие ответы
команды, но телеграммный бум продолжается.
Третья телеграмма из галактики Треугольника,
но там очень сложная система взаимодействия
планетного вещества. Они хотят подробнее узнать
о наших планетах Солнечной системы.
На этот вопрос ответит капитан корабля с
помощником капитана. Задание на коррекцию
слухового и зрительного восприятия.
Капитан корабля.
Я – командир корабля,
Звездный корабль – моя семья,
Кто из вас попадет в беду,
"Галактическая миссия”
Всегда на посту!
Второй помощник капитана.
Меркурий в загаре,
Венера в тумане,
Земля как всегда хороша!
Марс красный от злости
К Юпитеру в гости напрашивался неспроста!
Сатурн благородный салфеточки носит
Уран и Нептун не пришли
Плутон обижался, но так и остался
Маленьким навсегда!
Стихотворение-подсказка
Учитель:
Участникам предстоит подписать планеты
Солнечной системы в порядке ударения от Солнца.
Учитель:
Нам сказали две медведицы
Что по ночам на небе светятся,
Ночью в небо
Мы взглянули - увидали
Две кастрюли.
Четвертая телеграмма с очень коротким
посланием и неразборчивым почерком. На этикетке
нарисовано созвездие "Большая медведица” и
убедительная просьба найти "маленькую дочку”. Задание
на развитие воображения.
Член экипажа: Астроном.
Учитель:
Команда дружный даст ответ.
Какой?
Ответ. На ватмане отображены два созвездия,
необходимо соединить 7 отрезками.
Капитан корабля.
Как гласит народная пословица "Семь раз
отмерь, один раз отрешь”.
Первый помощник капитана. Задание для экипажа.
Соедините цифру "7” с личным местоимением, и вы
получите, слово, способное соединить два
созвездия в Северном полушарии.
Члены экипажа:
На доске большая цифра "7”. Если к цифре семь
поставить букву "Я”, то получится одна большая и
дружная "Семья”.
Учитель:
Задание для неунывающей команды, пришло по
голографическому проектору. В пятой телеграмме
из спиральной галактики, которая в созвездии
Волосы Вероники, вопрос, как дружно члены экипажа
делают зарядку.
Задание на развитие мелкой моторики рук и
координации движений.
Член экипажа: Эколог.
Физминутка.
Раз, два, три – пальчик к носу подними;
Четыре, пять, шесть – цапля ногу замочила;
Семь, восемь, девять – зайчик прыгает весь день;
Десять, одиннадцать, двенадцать – вот такая
дребедень целый день, каждый день.
Учитель:
Самый быстрый зверь на свете, обгоняет даже
ветер.
Не барс, не лев, не леопард,
Он родич их
Зовут ….(гепард).
Шестая телеграмма. Жители из Туманности
Андромеды интересуются, хорошо ли спасатели
знают земную фауну? Задание на
развитие памяти.
Биолог:
Клубок, да не пушистый,
Колючий да ершистый,
Когда дотронешься, поймешь,
Что это не клубок, а ….(еж).
С тем животным нам, друзья, ростом мерится
нельзя;
Шея, ноги так длинны,
Что длинней других они. (Жираф)
У него нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора? (Заяц)
Учитель:
Астероидный пояс,
Комет появление,
Препятствий не миновать,
Астроном - навигатор,
Вам путь проложит,
На картах звездных путей!
Седьмая телеграмма. Вопрос поступил из
галактики Сомбреро. Какие профессии осваивают
члены экипажа? Развитие произвольного
восприятия.
Астроном.
Врач.
Врач – терапевт,
Чистота и порядок,
Ведь экипаж доверил мне себя,
Мы одна большая и дружная семья!
Механик.
Шурупы, гайки и отвертка,
Штурвал, мотор и крыло корабля!
Готов починить не исправность машины,
Готов помогать везде и всегда!
Инженер.
Я – инженер, строительного дела,
Ошибку исправить, мне по плечу,
Чертеж – это карта, здесь нужно,
Старательно, все сосчитать,
Точки, и строчки – все это работа,
Работа – труд – результат!
Капитан корабля.
Восьмая телеграмма. Вызывает Солнечная
система, членам экипажа полная готовность, так
как земляне обнаружили на "красной” планете
живые организмы, и просят оказать помощь в
определение степени разумного интеллекта.
Учитель: Члены экипажа готовы выполнить
задание с Земли?
Задания по формированию вербально-логического
мышления.
Вопрос. Что означают эти слова? Слайды.
Подобрать слова, используя понятийные
ассоциации.
1. Солнце - (звезда).
2. Сатурн - (планета).
3. Луна - (естественный спутник Земли).
4. Млечный Путь – (Галактика).
5. Хвостатая гостья – (комета).
6. Между Марсом и Юпитером находится (пояс
астероидов).
7. "Эта планета колыбель человечества” (Земля).
Учитель: Наша дружная команда
"Галактическая миссия” успешно преодолела
препятствия на пути к Земле, смогла ответить на
вопросы, с разных звездных систем.
Задание на коррекцию невербального восприятия.
Эта девятая телеграмма пришла последней с
планеты Земля, в ней говорится, что на корабль
поступили два "неопознанных объекта”.
Первый неопознанный объект. "Колба” и
непонятные цифры, что они могут означать?
78%; 21%; 1%
Ответ членов экипажа:
Воздух – это смесь газов: азот, кислород и
прочие газы. На корабле состав воздуха в норме,
это подтверждают датчики корабля.
Второй неопознанный объект. "Дерево”.
Экипаж корабля не даст погибнуть дереву, для
этого воспользуемся "живительными листьями”.
Учащиеся приклеивают листья на ствол дерева.
Дерево оживает – спасибо нам говорит!
И наш день подходит к концу, как и урок-
путешествие!
V. Рефлексивно-оценочный этап урока.
Задание на развитие
мотивационно-корректирующих умозаключений.
Вопросы. Поднимите букву А – понравилось
путешествие!
Поднимите букву Б – понравилась команда
"Галактическая миссия”!
Поднимите букву В – не понравилось команда
корабля!
Поднимите букву С - воздержался от ответа!
Учитель: Последний аккорд, звенит звонок, и наш
корабль растаял в дымке звездных грез! До новых
встреч! До свидания! Спасибо всем за урок! |